После возвращения Московского дома фотографии в реконструированное здание на Остоженке (дело было больше года назад) церемонии раздачи наград «Серебряной камеры» стали проходить здесь же, лишившись прежней помпезности. Процедура не только обрела демократизм на грани междусобойчика, но еще и резко сократила свой хронометраж. Минувшим вечером официальная программа мероприятия вообще уложилась в сорок минут – показатель, претендующий на абсолютный рекорд в части лаконичности среди всех столичных художественных премий.
В немалой степени это можно считать заслугой ведущего церемонии Владислава Флярковского, который и сам был не слишком многословен, и другим не давал разглагольствовать подолгу. Правда, торжество минималистичного регламента далось конферансье ценой грубоватого вмешательства в речи лауреатов. Например, когда обладатель гран-при в номинации «Архитектура» Георгий Первов затеял на сцене гражданственный спич про «колониальный путь развития России» и недостатки нашей политической системы, ведущий с деликатностью Жоржа Бенгальского из «Мастера и Маргариты» буквально заткнул ему рот фразой: «Прежде всего вы классно умеете снимать архитектуру – и это главное».
Попытка другого лауреата Анатолия Белясова порассуждать о падении духовности в нашем обществе (в речи даже промелькнуло популярное ныне слово «презерватив») была пресечена не менее решительно. Интеллигентная публика обошлась без свиста в адрес конферансье, но многие явно испытывали за него неловкость.
Дыхание митинговых страстей ощущалось, впрочем, лишь на вербальном уровне. В шорт-лист нынешней «Серебряной камеры» (напомним, конкурс специализируется на выявлении лучших фоторепортажей о Москве) хроники «несогласных» улиц и площадей не попали, за исключением серии Романа Канащука «Беспорядки», никаких лавров не снискавшей. Надо полагать, жюри посчитало, что тема была закрыта еще год назад, когда за репортажи о волнениях на Манежной площади приза удостоились сразу два автора – Илья Варламов и Андрей Стенин. На сей раз предпочтение было отдано сюжетам не столь бурным, хотя благостными их тоже не назовешь.
Лучшим фотографом архитектуры, как уже упоминалось выше, стал Георгий Первов с серией «Человеческий пейзаж».
Фигура эта довольно заметна на столичной арт-сцене: Первов немало лет пропагандирует свое эстетическое учение, под название «тоталреализм», и принимает участие в различных художественных проектах, не только фотографических. В победившей серии запечатлена городская реальность с некоторым акцентом на диссонансах. Лауреату в этой номинации, как и в двух других, достались 137 047 рублей премиальных от правительства Москвы (причудливая цифра возникла в результате пересчета условных единиц в «безусловные») и стеклянный шар с серебристым макетом фотокамеры внутри.
Обладателем Гран-при в номинации «События и повседневная жизнь» оказался упомянутый выше Анатолий Белясов с проектом «Обычная выставка». Тут налицо очевидный гротеск, поскольку съемка велась в интерьерах Международной похоронной выставки «Некрополь-2011» на ВВЦ. Автор не отказал себе в удовольствии со смаком изобличить индустрию, превращающую скорбный ритуал в феерию роскоши и будто бы продвинутого китча.
Наконец, в номинации «Лица» (по словам председателя жюри Ольги Свибловой, самой «хромающей» в части ярких достижений) победил Владимир Вяткин с сериями «Валькирия» Рихарда Вагнера в крупных планах американского дирижера Кета Нагано» и «Московское закулисье мирового балета».
Жанр этих циклов понятен уже из их названий, но Вяткин на то и Вяткин – живой классик, легенда отечественной фотографии, – чтобы в ординарном находить неожиданное и парадоксальное. В своем выступлении художник заметил: «Мой инсульт имеет имя – Кет Нагано (подразумевая, что после нескольких фотосессий с дирижером угодил в реанимацию). Балет давался мне намного легче».
Все трое лауреатов, мягко говоря, отнюдь не новички в профессии. У каждого за плечами шлейф наград, полученных, в том числе, и на «Серебряной камере». Владимир Вяткин вообще удостаивался призов этого конкурса аж семь раз.
Возможно, нынешнюю ставку на маститых авторов не следует принимать за тенденцию: жюри просто выбрало лучших по его мнению – вот и все.
Хотя в прошлом году неожиданностей было больше. Сейчас претендентам с не столь «натруженными» биографиями достались разного рода поощрительные призы (у конкурса есть весомые спонсоры, учредившие собственные награды – стажировку в Дюссельдорфе, поездку на Paris Foto, закупку произведений в фонды Мультимедиа Арт Музея и т. п.). Среди лауреатов «второй категории» обнаружился еще один безусловный классик – Владимир Мишуков с серией «Близкие люди. Люди с синдромом Дауна», но в основном здесь представлены молодые фотографы и даже непрофессионалы, например программист Сергей Румянцев. А приз зрительских симпатий заработал Андрей Калмыков с несколько бесхитростным, но занятным и трогательным репортажем «Один день из жизни лавочки», где зафиксирована ротация «посидельцев» на скамейке в метро. Что ни говори, а людям всегда интересны типажи из окружающей действительности. Фотографу порой достаточно привести в действие спусковой механизм этого интереса.