Возвращение обновленного ретро в последние годы приобрело довольно любопытный поворот. Вслед за оголтелой молодежью, нашедшей в творчестве Led Zeppelin и The Clash подходящую обертку для своих недавно переломавшихся голосов, за дело взялись те, для кого блюз, рок-н-ролл, эстрадный джаз, фокстрот и прочее — не экспонат из музея музыкальных стилей, а настоящее, невыдуманное переживание из далекого детства. В прошлом году лучшим на этом поприще стал Хью Лори, придавший нью-орлеанскому блюзу шершавое напряжение и выведший эту музыку из разряда солидных ресторанных удовольствий. Нынешний начинается с аналогичного ностальгического путешествия одного из лучших музыкантов на свете — сэра Пола Маккартни.
У альбома «Kisses On The Bottom» есть предельно уважительный повод: мэтру в этом году исполняется 70 лет — самое время для ностальгии. По словам артиста, идея альбома возникла спонтанно, под рукой оказались Дайана Кролл со своей группой, Эрик Клэптон и Стиви Уандер.
И вот, пожалуйста: 12 кавер-версий поп-стандартов 1920—1940-х годов и две новые песни, которые автор рекомендует употреблять с бокалом хорошего вина или чашкой чаю.
Посетители декабрьского концерта сэра Пола могли воочию убедиться, что музыкант, несмотря на солидный возраст, находится в блестящей, непревзойденной форме. Он не перепоручает коллегам из группы особенно сложные партии, хотя уже мог бы себе это позволить, и отлично поет, запросто вытягивая высокие «битловские» ноты. Те, кто не были на одном из лучших российских шоу 2011-го, смогут почувствовать все это на новой пластинке. Маккартни с наслаждением выводит «I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter» (строчка из песни стала заглавием альбома) или «Get Yourself Another Fool». Аранжировки, сделанные на пластинке совместно с вышеуказанными звездными коллабораторами, звучат так, будто музыканты непостижимым образом воспроизводят «теплый ламповый скрип» старого винила с помощью одних только инструментов. Лучшими же на диске все равно оказываются авторские вещи — выложенная в сеть нежнейшая баллада «My Valentine» и оркестровая кода «Only Our Hearts». Обе эти вещи ничуть не нарушают общей концепции «Kisses On The Bottom».
Собственно, все претензии, которые могут возникнуть к этой записи, касаются как раз этой самой концепции. Понятно, что Маккартни — единственный музыкант, заслуживающий титула «Моцарт XX века», и может позволить себе все, что угодно. Прошлой его студийной работой, кстати, стала музыка для балета «Ocean's Kingdom». Однако, как и в случае с этим — не единственным, кстати — симфоническим опытом, несколько неясно, зачем музыканту, всегда стремившемуся к экспериментам (взять хотя бы его «Fireman» — электронный сайд-проект с Мартином Гловером из Killing Joke), понадобилось под своим именем ступать на территорию Пола Анки и Муслима Магомаева.
На все эти вопросы, конечно, есть один единственный правильный ответ: музыкант никому ничего не должен, а уж Маккартни и подавно. Да и задавать их заставляет, в общем, не столько объективное музыковедение, сколько простая, но понятная обида.
Сэр Пол, несмотря на огромное богатство, всегда был в образе «своего парня», сохранял иллюзию близости со своим слушателем: жил где-то рядом, а песни сочинял, как и подобает гению, на заднем дворе и даже в 69 лет, выходя на сцену «Олимпийского», обращался к публике «чуваки».
«Kisses On The Bottom» едва ли не впервые дает понять, что сэр Пол — респектабельный миллионер, могущий позволить себе любую блажь и в данном случае говорящий — страшно подумать — в основном с людьми, которые после работы имеют обыкновение коротать вечер с бокалом дорогого вина.
Если же у вас такой привычки нет, расстраиваться, пожалуй, не стоит. Ведь всегда можно переслушать, например, битловский альбом «Rubber Soul», тем более что ничего сопоставимого музыкант, будем честны, так и не сочинил.