Решение организовать концерт в поддержку задержанных и арестованных на московских митингах лидер проекта «Центр» Василий Шумов принял сразу после известных событий (музыкант с активной позицией, Шумов известен организацией нашумевшего концерта в поддержку Артемия Троицкого, подвергшегося уголовному преследованию). Акция, которая состоится на дизайн-заводе Flacon 17 декабря, будет включать в себя концерт и выставку. На сцене помимо «Центра» можно будет увидеть пионера отечественной электроники Владимира Рацкевича и более десятка молодых групп. В экспозиции среди прочих будут представлены работы арт-групп ПГ, Pussy Riot и организатора ежегодных «Монстраций» новосибирца Артема Лоскутова. Василий Шумов рассказал «Парку культуры», как будет проходить акция, существует ли в России активистское искусство и стоит ли музыканту поднимать социальные вопросы.
— Почему вы решили совместить концерт с выставкой?
— Потому что их объединяет жанр, и этот жанр называется активизм, и у нас будет активистская музыка и активистское искусство. Кстати, одним из кураторов выставки будет Татьяна Волкова, организатор фестиваля активистского «Медиаудара», прошедшего в рамках Московской биеннале. Работы художников будут развешаны по стенам, а на сцене будет идти концерт. Тем самым мы можем в очередной раз, после «Медиаудара», констатировать, что в нашей стране есть активистское искусство.
— Кого именно вы понимаете под политзаключенными — Навального и Яшина, которые получили по 15 суток, или Таисию Осипову и Сергея Мохнаткина, которые находятся в тюрьмах с большими сроками?
— И тех и других. На самом деле идея концерта возникла сразу после задержаний после митинга на Чистых прудах, но уже по просьбе самих «пятнадцатисуточников» в этот список были добавлены и Матвей Крылов, и Осипова, и Мохнаткин, и другие политзэки.
— Поддержка будет только моральной или будет проводиться сбор средств в их пользу?
— Вход будет свободным. Я думаю, что в процессе концерта или ближе к дате будут появляться какие-то более прагматичные идеи — например, выпустить альбом или DVD. Пока что мы ставим перед собой цель хорошо провести это мероприятие. Это акция гражданской солидарности, и наша задача — эту солидарность продемонстрировать.
— Ваш концерт совпадает по дате с акцией «Яблока» на Болотной площади, то есть вы оттяните на себя часть публики, которая могла бы пойти на митинг ваших сторонников.
— Мы совпадаем по дате, но не по времени: митинг на Болотной будет раньше. Насчет сторонников не знаю. Я прочитал цели митинга и не увидел там ни одного, ни одного требования освободить политзаключенных. Как будто нету их.
— Вы сознательно заявляете только гражданские, а не политические лозунги?
— Мы на самом деле заявляем политические лозунги. Разве требование освобождение политических заключенных и прекратить репрессии не политическое? До того как согласовать дату, время и место, я обратился к артистам с призывом не участвовать в праздниках, концертах, корпоративах и мероприятиях, которые устраивает «Единая Россия» и «Народный фронт». И мы этот призыв повторим на концерте.
— А много ли таковых вам известно?
— Знаете, все артисты делятся на три категории. Есть молодые активисты, которые нас сразу поддержали: у них даже сомнений не возникало по этому поводу, одни согласились участвовать сразу, другие поддержали наш призыв. Есть те, которые думают и определяются. И есть третьи — пудели, которым эфиры на телеканалах и корпоративы у солидных клиентов важнее, особенно сейчас, чем честь и совесть.
— Можете назвать последних?
— Много чести. Эти клопы только за гонораром выползают из уютного дивана, в котором обычно сидят. Могу только сказать, что об участии в нашей акции думает одна настоящая поп-звезда, у которой вдруг обнаружилась гражданская позиция.
— Хорошо, вернемся к молодым. Вы уже не первый раз проводите концерты-акции под заголовком «Содержание», в которых выступали достаточно нашумевшие «Барто» и в которые вы приглашаете молодые группы с активной позицией. Но все-таки это ваш социальный проект или музыкальный?
— В одном из интервью меня спросили, в какую сторону будет развиваться искусство. Я подумал и сказал, что на протяжении всего ХХ века искусство экспериментировало с формой — взять хотя бы модернизм и постмодернизм. И, по-моему, в своем развитии искусство будет уделять больше внимания содержанию в противовес «контенту», и это то живое, без чего любая форма мертва. После такого вывода мне ничего не оставалось делать, как заняться этим самому. Вышло несколько сборных дисков, проходили концерты — на правозащитном форуме «Пилорама» в Пермском крае, а затем в поддержку Артемия Троицкого. Вот так проект сам собой и появился, оказался востребован, и, притом что у него есть социальное звучание, я бы «Содержание» им одним не ограничивал бы.
— Вы с группой «Центр» начинали еще в 80-е, когда рок-музыка была саундтреком к переменам в стране. Но насколько вообще музыканту пристало занимать активную социально-политическую позицию? Может быть, его дело — писать музыку?
— Прошу, поймите одну важную вещь: все те, кто в 80-х играл рок, уже, подчеркиваю, были активистами. Рок-музыканты были ими в ту пору по определению: чтобы играть независимую от советской власти музыку, надо было принять такое решение и взять на себя связанные с этим лишения и ответственность. Если только ты не «литовал» свои тексты и не писал их на стихи или мелодии членов Союза писателей и Союза композиторов соответственно. Сейчас другая ситуация, но возможность прямого обращения у рок- или поп-артистов по-прежнему остается — так устроена популярная музыка. И поэтому время напомнить не только зрителям, но и самим артистам: выбор есть, и его надо делать.