Председатель правительства России Владимир Путин после встречи с активом партии «Единая Россия» посетил Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина: его визит был посвящен вполне обычным и рутинным делам – концепции развития ГМИИ и празднованию его столетнего юбилея в 2012 году. Совещание, посвященное этим вопросам, проходило по сценарию, неоднократно опробованному Путиным в этом году: он по два раза встречался с кинематографистами и театралами (последний раз неделю назад в «Ленкоме»), разбирался с проблемами «Ленфильма» и отечественной анимации и отвечал на нескромные вопросы писателей. Правда, численный перевес в этот раз явно был на стороне чиновников: в гости к директору ГМИИ Ирине Антоновой вместе с премьером приехали министр культуры Александр Авдеев, вице-премьер Александр Жуков и министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
До начала беседы Ирина Антонова в качестве гида показала премьер-министру открывшуюся недавно уникальную экспозицию: ГМИИ удалось собрать 11 полотен итальянского художника Возрождения Микеланджело да Караваджо. Пикантности этой экскурсии придал тот факт, что гениальный живописец вне творчества постоянно имел проблемы с законом.
Встреча же прошла по привычной схеме. Антонова рассказала о проекте музейного квартала, ограниченного улицами Волхонкой и Знаменкой и Большим Знаменским переулком, в который предполагается объединить главное здание ГМИИ и прилегающие строения, в том числе бывший музей Маркса--Энгельса (усадьба Вяземских), нынешний Институт философии (усадьба Лопухиных) и Музей частных коллекций. У квартала будет подземная часть, которая свяжет всё это в единое целое, а кроме того, к комплексу будут добавлены новые здания. Проект пока не готов, а в конкурсе участвуют три организации – «Моспроект-5», НИИПИ Генплана и ФГУП «Центр-реставрация». Напомним, что конкурс на реставрацию главного здания ГМИИ в 2009 году выиграли Норман Фостер и руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко.
Работы по созданию комплекса нужно ускорять, уверен Путин. «Это, конечно, музей XXI века, но это не значит, что мы должны его строить в течение всего XXI века, — это нужно сделать гораздо раньше», — заметил он, посоветовав избегать «излишней коммерциализации». «Не надо музей превращать в лавочку», — передает слова премьер-министра агентство «Интерфакс».
Разумеется, зашла речь и о деньгах: на всю задумку с музейным кварталом выделено 23 млрд рублей – примерно во столько обошлась государству шестилетняя реконструкция Большого театра. «Деньги очень солидные, достаточные для того, чтобы эту проблему решить», — сказал премьер-министр.
Впрочем, Путин предложил до выделения финансирования провести всестороннее обсуждение концепции развития ГМИИ. «Нужно сделать это в широком обсуждении, провести слушания в Государственной думе, вывесить эти результаты в интернете.
Нам нужно, по сути, сделать это по системе краудсорсинга, как это мы делали с обсуждением законов», — заявил глава правительства.
Он напомнил собравшимся о печальной судьбе небоскреба «Газпром-сити» на Охтинском мысу в Санкт-Петербурге, строительству которого помешал мощный общественный протест, и посоветовал не «повторять ошибок». «Зачем наступать на те же самые грабли?» — спросил премьер.
Антонова с ним полностью согласилась. «Мне кажется, такое обсуждение совершенно обязательно», — уверенно заявила она и добавила, что голос общественности по данному вопросу обязательно будет услышан.
«Если концепция, которую предлагает музей, не устраивает кого-то, нужно устроить общественное обсуждение.
Пусть нас поправят, если мы зарвались», — сказала Антонова.
Напомним, что существуют и другие проекты объединения музеев центра Москвы: директор архитектурного музея имени Щусева Ирина Коробьина пропагандирует создание музейного кластера, в который войдут Музей архитектуры, Музеи Кремля, ГМИИ, Российская государственная библиотека с Домом Пашкова и Государственный исторический музей. ГИМ, кстати, также решает задачу объединения в одно целое с доставшимся ему зданием бывшего музея Ленина.
Одно из предложений Антоновой касалось Музея кино, который более шести лет лишен собственного помещения для хранения коллекции и показов: она предложила выделить ему одно из новых зданий будущего комплекса. Её поддержал и министр культуры, заметив, что «кинематографическое сообщество хочет иметь свой музей». По словам Антоновой,
в случае утверждения концепции Музей кино на новом месте будет полностью самостоятельным, а ГМИИ не намерен вмешиваться в его деятельность.
«Надо с ними поговорить», — сказал на это предложение Путин и поручил Авдееву заняться переговорами с кинематографистами.
Часть проблем, связанных с расширением музейного комплекса, Владимир Путин почти смог решить прямо на совещании. Набиуллиной и её министерству поручено найти дополнительное финансирование, необходимое для переселения Института философии на новое место жительства в Гончарном переулке: там предстоит выкупить квартиры у жителей.