Сезон литературных премий России 2011 года закончился вручением «Русского Букера десятилетия»: члены всех букеровских жюри 2001–2010 годов выбирали лучшую книгу из лауреатов и финалистов прошедших десяти лет.
Приз получил роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени…».
Эта книга была напечатана в 2000 году в журнале «Знамя» и вошла в короткий список «Русского Букера», но премию роман не получил, проиграв «Казусу Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Чудаков скончался в 2005 году на 68-м году жизни, а награду десятилетия за него получала его вдова – литературовед и общественный деятель Мариэтта Чудакова. Она рассказала, что над книгой её муж работал всю жизнь: первую запись в дневнике, посвященную будущей «Ложится мгла на старые ступени…», он сделал в 18 лет; роман основан на воспоминаниях автора и фактически является автобиографией с немногими выдуманными эпизодами. Сам выход художественного произведения, написанного доктором филологических наук, признанным специалистом по истории русской литературы, был неожиданным для многих. «Кроме меня», — сказала Чудакова.
На русскую версию «Букера десятилетия» претендовали пять произведений:
в шорт-лист также входили «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» Олега Павлова, «Санькя» Захара Прилепина, «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой и «Елтышевы» Романа Сенчина. Любопытно, что в финал премии вышел лишь один лауреат награды (Павлов получил «Русского Букера» в 2002 году), остальные же книги доходили лишь до финала.
Критик и писатель Павел Басинский, чей прогноз победителя, сделанный в беседе с «Парком культуры» за неделю до церемонии, сбылся, сказал, что роман Чудакова – это «замечательный выбор».
<1>
«Я вообще считаю, что в наше время, когда идет раздрай, все друг друга ненавидят, такого рода благородные выборы, когда никому не обидно и все согласны с решением жюри, – это хорошо», — сказал он.
Статистику голосования организаторы «Русского Букера», по традиции, сразу отправляют в архив и раскрывать отказываются. «Как говорят в спорте, победа по очкам за явным преимуществом», — заявил член счетной комиссии, главный редактор газеты «Культура» Юрий Белявский перед объявлением победителя. Он рассказал, что в голосовании на стадии шорт-листа приняли участие 37 человек, и напомнил, что за книги длинного списка правом голоса воспользовалось 33 члена жюри прошлых лет из 45.
Этот год начался для «Русского Букера» очень неудачно: в 2010-м истек пятилетний контракт премии со спонсором и найти нового удалось лишь в начале июня. Партнером награды стала компания «Российская корпорация средств связи», которая до этого много лет поддерживала «Студенческого Букера» (в нем приз десятилетия получила Татьяна Толстая с книгой «Кысь»).
Как рассказывал литературный секретарь премии Игорь Шайтанов, провести полноценную процедуру в 2011 году за оставшееся время не удалось, поэтому оргкомитет принял решение выбрать лучшую книгу десятилетия, «компенсировав неудовольствие» по поводу победы того или иного автора: для этого в лонг-лист было включено 60 работ – все финалисты награды за десять лет. Похожую премию вручил в этом году и «Национальный бестселлер», но там выбирали только из лауреатов, и лучшей книгой десятилетия по версии «Нацбеста» стал «Грех» Захара Прилепина.
Впрочем, Павел Басинский рекомендует не относиться к «десятилетним премиям» слишком серьезно.
«Это же игра! Например, если бы в 1860-х существовала премия «лучшая книга десятилетия», то её вряд ли получили бы «Отцы и дети» Тургенева: когда эта книга вышла, её просто облыгали, вся критика её растоптала», — напомнил он, добавив, что сейчас, по прошествии времени, всё встало на свои места.
«Лучший роман десятилетия станет известен лет через сто. Может, раньше: сейчас всё происходит быстрее», — заключил Басинский.
<2>
Напомним, что в 2011 году победителем премии «Национальный бестселлер» стал Дмитрий Быков за роман «Остромов, или Ученик чародея», он же получил третью премию на «Большой книге». Лауреатов «Большой книги» назвали на церемонии в Доме Пашкова 29 ноября: первый приз взял Михаил Шишкин с «Письмовником», в второе место досталось Владимиру Сорокину за «Метель».