Про две будто бы конкурирующие институции – ярмарки «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» – давно уже понятно, что никакие они в действительности не конкуренты. Первая старательно окучивает поле актуального искусства и не менее старательно культивирует свой международный статус, активно зазывая к себе иностранные галереи. Вторая же обходится без выраженной идеологии и на международность практически не посягает, довольствуясь минимальным присутствием иностранных участников. Эти различия в амплуа привели к тому, что ярмарки существенно дифференцированы и по репертуару, и по составу аудитории. А ведь были времена, когда они весьма ревниво посматривали друг на друга и даже боролись за влияние на арт-рынок.
Идея устраивать в Манеже художественные ярмарки возникла еще в перестроечную эру.
Сначала появилась ярмарка «Арт-Миф», а с 1996 года регулярно проводится «Арт-Манеж». Регулярность не пострадала даже от знаменитого манежного пожара: торговые ряды на один раз перенесли в спорткомплекс ЦСКА. Потом ситуация вернулась на круги своя – впору произнести что-нибудь наподобие: «И зажили они лучше прежнего». Но это смотря что почитать за лучшее. Устроители «Арт-Манежа» поспешно решили, что бренд уже сформирован, круг участников-фаворитов очерчен, так что пора снимать пенки с мероприятия. Отменили должность куратора ярмарки, отказались от нонпрофитных проектов (тут не последнюю роль сыграла достопамятная выходка Авдея Тер-Оганьяна с порубкой икон), окончательно перестали фильтровать состав участников – словом, перешли на полностью коммерческие рельсы. Разумеется, коммерция – дело нужное, ради нее ярмарки и затеваются. Но «Арт-Манеж» слишком рано, еще задолго до пожара, задал сам себе эстетический потолок – а значит, и ценовую планку.
Со временем организаторы вроде бы опомнились, но процесс возвращения в «высшую лигу» выглядит довольно мучительным и не очень последовательным. Эти симптомы явлены и на сей раз.
Памятуя о своем намерении играть в респектабельность, устроители отдали самые выигрышные площади под спецпроект, именуемый «Конфигурация человека». В центре Манежа расположились персональные экспозиции шести художников – Аркадия Петрова, Руслана Вашкевича, Миши Левина, Наталии Глебовой, Екатерины Корниловой, Сергея Шерстюка. Все они друг на друга не похожи, но имеют одно общее качество: их работы выполнены на достойном уровне и могут считаться образчиками настоящего искусства. Если бы вся ярмарка состояла из произведений подобного качества, то вряд ли кто-то бросил бы в ее сторону камень, разве что совсем уж оголтелый поборник актуальности. Предполагалось, вероятно, что такой акцент придаст нынешнему «Арт-Манежу» недостающей весомости.
Однако львиная доля здешней кубатуры занята арт-продукцией, мягко говоря, не самого высокого разряда – и от этого факта не отмахнуться даже при доброжелательном отношении к происходящему.
Синдром прежний: имеется необходимость распродать ярмарочные стенды, а участников с приличной репутацией и качественным ассортиментом катастрофически не хватает. Вот и заполняется пространство абы кем и абы чем. Не сказать, конечно, что на ярмарке совсем не встречаются интересные авторы и произведения – они есть, отрицать это глупо. Но удельный их вес слишком мал, чтобы перебить общее ощущение арт-барахолки. Половодье салонного искусства нивелирует любые попытки исправить ситуацию.
Совершенно очевидно, что без радикальных реформ «Арт-Манежу» из этого плачевного состояния не выбраться.
К слову, реформы не обязательно должны привести к смене приоритетов: можно и на базе традиционного искусства выстроить вполне симпатичную модель ярмарки. Ресурсов для этого теоретически немало. Можно было бы даже рискнуть и сработать хотя бы однажды заведомо себе в убыток, зато попытаться поднять авторитет, собрав под своим крылом при помощи финансовых льгот по-настоящему сильных участников… Правда, для этого нужна политическая воля, так сказать. Найдется ли она у кого-то из ответственных лиц, по-прежнему неясно.