«Вы меня надули!» — сокрушенно развел руками министр культуры Александр Авдеев, вскрыв конверт с именем победителя шестого сезона литературной премии «Большая книга». Впрочем, возглас главы культурного ведомства страны не был свидетельством возможных подтасовок результатов или предопределенности победителя. Внутри конверта оказалась бумажка с надписью «Внимание на экран», а на экране том шел трейлер к книге Михаила Шишкина «Письмовник», которая и получила первую премию «Большой книги» и приз в 3 миллиона рублей.
В этом году церемония в московском Доме Пашкова отличалась ярко выраженным уклоном в кино; видимо, именно поэтому заслуженного конферансье премии Михаила Швыдкого сменили Ильдар Жандарев и Борис Берман, которые терзали финалистов «Большой книги» вопросами об экранизациях, любимых режиссерах и предпочитаемых актерах. Швыдкого же усадили в первый ряд, рядом с Авдеевым, руководителем Роспечати Михаилом Сеславинским, главой Альфа-банка Михаилом Фридманом и другими попечителями самой дорогой в России литературной награды.
Полноценно Берману — Жандареву ответила, пожалуй, только вышедшая первой Ольга Славникова, которая предпочла Тарантино в качестве режиссера будущего фильма «Легкая голова», а на главную роль выбрала Константина Хабенского.
В большинстве же своем писатели согласились с Владимиром Сорокиным, который заявил, что его книгу «снимать не надо».
Финалистов премии представляли те самые трейлеры — специально снятые видеоклипы в стиле советских телеспектаклей «Этот фантастический мир» с поправкой на сегодняшнюю доступность спецэффектов. Визуализацию знакомых произведений публика встречала тепло, а вот голосующие академики предпочли подход Сорокина: первый приз, как было сказано выше, забрал Михаил Шишкин (попросивший ведущих: «Не мучайте меня») за роман в письмах из одного времени в другое. Второе место досталось как раз Сорокину за «Метель», а третье — Дмитрию Быкову за принесшую ему «Нацбест-2011» книгу «Остромов, или Ученик чародея». Сорокин отреагировал на присуждение ему 1,5 миллиона рублей фразой «лучше поздно, чем никогда», а Быков, получивший миллион, пообещал когда-нибудь занять и второе место, чтобы стать «полным кавалером» — в его активе есть самая первая «Большая книга» за биографию Пастернака, вышедшую в серии ЖЗЛ.
Следует признать, что в борьбе литературы с кинематографом победила, несмотря на все старания ведущих, всё-таки литература.
К примеру, выбор академиков почти полностью совпал с мнением читательского голосования, которые были объявлены неделю назад. Там тоже победил «Письмовник» Михаила Шишкина, правда, второе и третье места достались соответственно Быкову и Юрию Буйде с «Синей кровью».
Да и выбор лауреатов почетных премий подтверждает высказанное ведущими мнение о том, что «литература — не кино». «За вклад в литературу» в этом году был награжден американский издатель русских книг Питер Мейер, который в ответ пообещал начать в следующем году выпуск 100-томной «Русской библиотеки», а приз «За честь и достоинство» присудили Фазилю Искандеру — из-за болезни он не смог приехать на церемонию, но прислал благодарность в стихах.
Впрочем, если лауреаты передумают и вспомнят о кино, то во время общения с продюсерами им наверняка поможет обещание министра культуры выделить (в рамках поддержки отечественного кинематографа) бесплатную пленку на производство картины по произведению-победителю. Авдеев уверил, что предложение действительно для всех: в случае отказа Шишкина подарок Минкультуры может достаться и Сорокину, и Быкову.