Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Узник бесчестия

Умер британский режиссер Кен Расселл

В больничном сне в возрасте 84 лет умер британский режиссер Кен Расселл, большей части зрителей известный как человек, который экранизировал антивоенную и антиклерикальную рок-оперу «Томми» группы The Who.

Кен Расселл был своего рода звездой маргинального мейнстрима: восхищался всем ярким и вызывающим, искренне верил в пользу расширения сознания и с видимым удовольствием раздавал пощечины общественному вкусу. Согласно официальной легенде, приходя в себя после нервного срыва (сказалась служба в вооруженных силах), он впервые услышал Чайковского и заболел классической музыкой —

в итоге значительную часть его кинематографического наследия составляют байопики композиторов, разрушающие каноническое восприятие их биографий.

Чайковский стал вторым музыкальным героем Расселла (первым был английский композитор-романтик Эдвард Элгар). Обращение к его биографии было крайне своевременным: в конце 1960-х стало возможным продать историю одержимого учеником пианиста, которого (вдобавок к терзаниям по поводу собственной гомосексуальности) угораздило жениться на нимфоманке. В сновидческих «Музыкальных любовниках» (1970) Расселл перемежал детали жизненных перипетий классика кошмарами и грезами по мотивам его произведений. В том же 1970-м появляется телевизионный фильм «Танец семи покрывал», в котором Рихард Штраус (вопреки оправдательному приговору суда) представлен нацистом.

Звездой режиссуры и кича Расселл стал годом ранее, когда вышла его экранизация скандального романа «Влюбленные женщины» Дэвида Герберта Лоуренса. За роль в истории сексуальной жизни двух сестер Гленда Джексон получила «Оскара», но гораздо чаще, чем о ее героине, вспоминают сцену борьбы, в которой у камина сливаются обнаженные актеры Оливер Рид и Алан Бейтс. Искать гомоэротический подтекст не требовалось: он был более чем очевиден.

Превращение биографий в фантасмагории продолжилось в «Малере» 1974 года.

Где, например, переход композитора из иудаизма в католицизм проиллюстрирован сном, в котором на украшенные крестом качели-катапульту Густава заманивает вдова Вагнера Козима, облаченная в короткое кожаное платье и нацистский шлем; тема связи немецких композиторов-романтиков с национал-социализмом занимала режиссера на протяжении долгих лет.

В 1975-м выходят два фильма Расселла, в которых главную роль исполняет солист рок-группы The Who и обладатель порочных локонов Роджер Долтри.

Первый – экранизация рок-оперы группы The Who «Томми»: антивоенная и антирелигиозная история травмированного второй мировой аутиста, который становится королем пинбола. Второй — «Листомания», в которой Долтри играет Листа как гастролирующую поп-звезду: Ференц собирает стадионы, упивается славой и соревнуется с певцом революции и носителем наци-эстетики Вагнером. Музыкальное переосмысление Листа и Вагнера было доверено лидеру прог-рокового коллектива Yes Рику Уэйкману — наследие композиторов-антагонистов было пропущено через его синтезатор.

Расселл повсеместно обнаруживал если не гримасы тоталитаризма, то навязчивую природу культа личности, если не перверсию, то экзальтацию.

В 1971-м по мотивам книги Олдоса Хаксли про обвиненного в дьяволопоклонничестве и сожженного на костре католического священника Урбена Грандье (еще одна важная роль Оливера Рида) он снимает «Дьяволов». В этой картине женский монастырь становится местом оргий, а в видениях одержимой монашки Иисус сходит с креста и сливается в страстном поцелуе с Марией Магдаленой.

Расселл давал лучшие роли мачо и гомосексуалистам: воплощавшему маскулинность Оливеру Риду, Алану Бейтсу, который не скрывал своих связей с мужчинами, и скрывавшему их Ричарду Чемберлену. Роль в мюзикле «Приятель» (1971) принесла «Золотой глобус» принцессе андрогинности, модели и актрисе Твигги. Рудольф Нуриев сыграл в «Валентино» (1977) своего тезку Рудольфа Валентино — обвинять Расселла в том, что он переборщил с сексуальной откровенностью, странно, но фильм едва не угробил его и без того неровную карьеру, да и сам автор впоследствии заявлял, что снять такое мог только идиот.

Впрочем, всякий раз после кинопровала Расселл успешно возвращался в лоно «Би-би-си», снимая очередные биографии композиторов, архитекторов и скульпторов. А после «Валентино» были и расхваленная экранизация книги про употребление галлюциногенов и сенсорную депривацию «Другие ипостаси» (резоннее было бы перевести буквально — «Измененные состояния») 1980 года, и вновь разгромленные критикой «Преступления страсти» (1984), и довольно дикая «Готика» (1986) с Гэбриэлом Бирном в роли лорда Байрона, и ставший культовым хоррор «Логово белого червя» (1988), и, наконец, последнее, на что режиссеру дали деньги, — откровенная история злоключений проститутки «Шлюха» (1991).

Далее он уже снимал только на свои либо для телевидения, но ключевые темы трансгрессии и инаковости не бросал. Так, на канале HBO вышел фильм «Узник чести» (1991), посвященный знаковому для истории XX века делу о шпионаже, по подложному обвинению в котором был осужден французский офицер-еврей Альфред Дрейфус. Однако антология Расселла к этому моменту была уже сформирована, а сам он становился таким же героем культа, какими были персонажи его фильмов.

Новости и материалы
Мостовой рассказал, что живет 30 лет на уколах
Илзе Лиепа подала в суд на бывшего мужа
В Белом доме рассказали о помощи США Израилю
В Китае назвали самую горячую точку конфликта на Украине
Нетаньяху поздравил Путина с Днем Победы
Ученые выяснили, зачем некоторые змеи мажут себя кровью и калом
Звезда «Ворониных» ответила на осуждение Водонаевой: «Стыдобища»
Зеленский пожаловался на недостаточные поставки западного оружия Украине
Анна Семенович рассказала о побочке «русского Оземпика»
ОПЕК перестанет публиковать прогнозы спроса на нефть
Пашинян не ответил на требование оппозиции
Бывшая жена Гуфа показала, что рэпер подарил их дочери
Названа порода кошек, живущая дольше остальных
Лукашенко положительно отозвался о параде Победы в Москве
Сменился фаворит гонки за «Золотой мяч — 2024»
Захарова отреагировала на слова Туска о солдатах НАТО на Украине
Ученые назвали причину глобального распространения суперсальмонеллы
Моуринью назвал дату своего ухода из футбола
Все новости