Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Уилсон как Улисс

Великий театральный режиссер Роберт Уилсон отмечает 70-летний юбилей

Знаменитый американский режиссер-авангардист Роберт Уилсон отпраздновал свой 70-летний юбилей выставками и вечеринками в пяти странах мира. Юбиляр также представил новые театральные постановки — на премьере «Возвращения Улисса на родину», которая состоялась в Милане, побывали корреспонденты «Парка культуры».

Уроженец Техаса Роберт Уилсон, которого американская пресса еще в 90-х годах прошлого века стала называть «величайшим авангардным театральным режиссером и сценаристом США и всего мира», бурно отметил свой 70-й день рождения.

Основные празднования прошли поздно вечером 4 октября — непосредственно в день рождения постановщика — в Нью-Йорке, после премьеры поставленной им «Трехгрошовой оперы». Запомнилась и вечеринка, прошедшая двумя днями раньше в Германии, где вместо традиционного торта публике была представлена живая инсталляция — большая белая коробка, затянутая белой сеткой и подсвеченная изнутри, в которую были уложены две обнаженные натурщицы; название Voluptuous Panic («Возбуждающая паника») совпадает с названием наделавшей в свое время шуму композицией дизайнера Кристофа Бройха, созданной по мотивам одноименной книги Мэла Гордона об эротике в Веймарском Берлине.

В миланском театре «Ла Скала» Уилсон поставил к своему юбилею оперу венецианского композитора XVI--XVII веков Клаудио Монтеверди «Возвращение Улисса на родину». Первое исполнение этой оперы состоялось в 1640 году. Интерес к интерпретации Монтеверди американский постановщик продемонстрировал еще два года назад, использовав свое оригинальное световое решение для постановки «Орфея» на той же сцене.

Нынешнее «Возвращение Улисса» было рассчитано скорее на почитателей таланта американского режиссера, чем на поклонников классических постановок миланской оперы, и прошло на сцене всего пять раз.

Впрочем, Уилсону вполне удалось подчеркнуть мистическое звучание оперы. Ярко звучит и традиционная для барокко тема зависимости человека от воли судьбы и богов, которая подчеркивается выразительным прологом, где вершителями судеб выступают Человеческая бренность, Фортуна, Амур и Время. Правда, если в классических постановках данные персонажи появляются на сцене и там исполняют свои арии, то Уилсон отправил певцов за сцену.

Чистое барочное звучание клавесина, флейты и скрипок было интонационно созвучно тягучему действию, холодным неоновым световым акцентам и четко выраженным геометрическим формам костюмов — традиционным чертам постановок Уилсона. Среди движущихся в подчеркнуто замедленном ритме персонажей наибольшей пластичностью и ярким контрастным гримом выделялся один из женихов Пенелопы — Иро (Джанпаоло Фаготто). Он и вызвал наибольшие симпатии зрительного зала.

После премьеры оперы в Милане в самом богатом украшенном зале итальянского дворца Palazzo Crespi прошла вечеринка по случаю дня рождения режиссера. Изюминкой же миланских мероприятий стало открытие инсталляции 7 ELECTRIC CHAIRS... AS YOU LIKE IT, которую составили семь прозрачных стульев со столь любимыми режиссером светящимися неоном элементами. «Свой первый стул я сделал для своей первой постановки, — объясняет Уилсон. — Потом я начал делать стулья и для своих следующих спектаклей. Стулья для меня — как личности, как дети, поэтому любимого среди нет.

Подобно тому, как греки делали статуи богов, многие из моих стульев представляют богов современности».

По словам Уилсона, за свою жизнь он сделал от 800 до 1000 своих любимых предметов мебели. «Электрические стулья», выставленные в Милане, символизировали собой семь возрастов человека, описанных Шекспиром в «Как вам это понравится».

Стулья были выставлены на обозрение публике в «Ла Скала», при этом определять, на какой из них (и, соответственно, на какой возрастной шекспировский период) претендует сам Уилсон, прославленный постановщик так и не стал.

Празднование юбилея постановщика на этом не заканчивается. Через месяц в Париже состоится премьера спектакля «Лулу» по мотивам пьес немецкого драматурга Франка Ведекинда. Над музыкой к ней работал основатель группы Velvet Underground Лу Рид совместно с группой «Металлика».

Новости и материалы
Российские разведчики активно работают под Северском в ДНР
Мужчина получил штраф за выкрик украинского лозунга в метро Москвы
Ростовскую область ночью атаковали 17 БПЛА
Чубайс снизил требования к фигурантам дела о краже его имущества
Эксперт указал на риски для ВСУ под Купянском
Эксперт считает, что в Харьковской области вскоре будет освобождена Богуславка
Посол России заявил, что в повестке НАТО нет урегулирования на Украине
Россиянам пообещали двукратный рост реальных доходов
Врач напомнила, сколько можно хранить блюда с новогоднего стола
В Газе закрылась последняя крупная больница «Камаль Адван»
Синод РПЦ объяснил отставку митрополита Илариона
Посол РФ: НАТО наращивает потенциал «с прицелом на подготовку к конфликту с Россией»
Ученые рассказали об опасности мусора на орбите Земли
В РКН сообщили, сколько блогеров зарегистрировались на «Госуслугах»
Россияне назвали главное экономическое событие 2024 года
Россия ведет подсчет преступлениям ВСУ с использованием химикатов
Москвичам пообещали в субботу гололедицу и не больше 0°C
Собственника взорвавшейся в Махачкале АЗС выпустили из СИЗО домой
Все новости