Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Им бы в небо

Новый видеопроект группы АЕС+Ф «Allegoria Sacra»

В московском Мультимедиа Арт Музее проходит показ нового видеопроекта группы АЕС+Ф «Allegoria Sacra». Панорамное 6-канальное произведение продолжает эстетическую линию, заявленную в прежних опусах – «Последнем восстании» и «Пире Трималхиона», однако, по замыслу авторов, «Священная аллегория» должна положить начало трилогии на тему Ада, Рая и Чистилища.

На протяжении всей своей карьеры (довольно длительной: первое упоминание о трио под названием АЕС относится к концу 1980-х) соавторы в лице Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и примкнувшего к ним позднее Владимира Фридкеса стремились к эпохальным художественным высказываниям. Сделав ставку на мультимедийность, коллектив предпочел дерзким авангардным экспериментам величественную многозначительность. Предыдущими апофеозами на сем поприще стали видеопроекты «Последнее восстание» и «Пир Трималхиона», фигурировавшие на Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах. Создание масштабных метафорических «полотен» решено было продолжить: теперь

АЕС+Ф замахнулись на трилогию, где находила бы выражение их авторская концепция Ада – Рая – Чистилища.

Первым подвергся интерпретации и переосмыслению с сегодняшних позиций образ Чистилища. Вроде бы логично было предположить, что художники примутся черпать аллюзии из «Божественной комедии» Данте Алигьери, однако никаких следов обращения к этому источнику в их новой работе не замечено. Зато очевиден отсыл к другому великому итальянцу – венецианскому живописцу Джованни Беллини. Само название проекта «Allegoria Sacra» позаимствовано у знаменитой картины этого автора, хранящейся в галерее Уффици. К тому же в течение всех сорока минут, что длится видео, на суперэкране то и дело появляются визуальные цитаты из Беллини – скажем, пронзенный стрелами святой Себастьян, апостол Павел с саблей в руке или персонажи в восточных одеяниях. Но говорить об «экранизации» ренессансного шедевра не приходится. В этом постмодернистском коктейле из изобразительных мизансцен (не только беллиниевских), голливудских штампов, комиксоидных мотивов, религиозных символов, сновиденческих метаморфоз и жизненных наблюдений содержится слишком много такого, что к традиционным представлениям о загробном мире не имеет ни малейшего отношения.

Собственно, даже выбор «Священной аллегории» в качестве лейтмотива не особенно привязывает этот проект, спродюсированный галереей «Триумф», к христианским канонам, поскольку метафизический смысл картины Беллини по сию пору не расшифрован.

Версия о том, что в ней и впрямь явлен образ Чистилища (в которое, кстати, верят католики, но не протестанты и не православные), остается спорной. Надо полагать, при обращении к «Allegoria Sacra» квартет художников руководствовался скорее ощущениями, нежели твердым пониманием мистических коннотаций. Да и нынешнюю публику потаенные знаки и значения времен позднего Кватроченто вряд ли так уж волнуют – разве что тех, кто попался на удочку Дэна Брауна... Иначе говоря, АЕС+Ф пользуются старинными аллегориями лишь для создания особого эмоционального фона, чтобы атрибуты сегодняшнего дня (вроде авиалайнеров, инвалидных кресел и клюшек для гольфа) не слишком снижали пророческий градус их «мистерии». Похожая тактика применялась и в прежних работах арт-группы.

Любителям связных сюжетов с прологом, кульминацией и развязкой рекомендовать этот фильм было бы негуманно.

Все намеки на фабулу здесь так и остаются намеками, а циклическое появление в кадре одних и тех же героев можно отнести на счет «драматургии сна», когда повторяемость персонажей вовсе не означает преемственности их ролей. Линия «полуяви-полусна» акцентирована и самой пластикой видеоизображения, которое сформировано не столько «киношными», сколько фотографическими и анимационными средствами. Картинки-пантомимы оживают лишь наполовину, постоянно натыкаясь на невидимые зрителю виртуальные «преграды» – это тоже фирменный прием АЕС+Ф. Словом, заспойлерить данное произведение сложно, поскольку пересказу оно не поддается. Если поначалу здесь еще проглядывает подобие нарратива (авторы презентуют пассажиров, томящихся в зале ожидания международного аэропорта), то дальнейшее действие представляет собой череду непредсказуемых фантасмагорий. Самолет превращается в китайского дракона, папуасы в боевой раскраске целуются с инопланетными стюардессами из летающей тарелки, с неба падают отрубленные мужские головы, барышни катаются верхом на кентавре, а вместо умирающего старика на одре возникает гибрид младенца с сороконожкой – и все это под музыку Шопена, Чайковского и Вивальди.

Спросите, при чем тут Чистилище? Ну а кто знает наверняка, как именно оно должно выглядеть в постиндустриальную эпоху? Некоторые вообще уверены, что не существует такой институции, равно как и парадиза с преисподней. Не переставать же из-за этого фантазировать на тему странствий души... Нынешний опус от АЕС+Ф как раз и предлагает окунуться в аллегорический мир, где правят тревожные предчувствия и вспоминаются былые грехи. Правда, очищения и искупления здесь никто не гарантирует.

Новости и материалы
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot были уничтожены в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Трамп допустил возвращение Панамского канала во владение США
Все новости