Лукас Мудиссон, который является одним из героев фестиваля, в этом году заболел и приехать не смог, зато получавший за него приз соратник и продюсер Йеспер Курляндский дал ключ к ответу на вопрос о причинах выбора в качестве одного из главных действующих лиц фестиваля современной культуры режиссера, который после вышедшего в 2009-м году «Мамонта» подумывает о том, чтобы завязать с кино. Как сказал Курляндский,
тронутый проявленным «Текстурой» интересом к его творчеству, Мудиссон, кажется, вновь готов решить, что кино — это именно то, чем ему следует заниматься.
Подобный поворот, даже если это и кокетливый комплимент, вполне подходит фестивалю, главная задача которого, в идеале, заключается не в чествовании заслуженных деятелей, а в создании пространства, побуждающего к работе. Важнее кино- и театральных показов здесь «круглые столы» (например, два о месте, которое в новой реальности занимают сериалы, сопоставляемые с большим и авторским кино, соответственно), читки новых пьес и презентации новых сценариев.
Важно и то, что это самое созидательное пространство не привязано к срокам проведения фестиваля. Так, театральная программа «Текстуры» связана с деятельностью бояковских театров «Практика» в Москве и «Сцена-Молот» в Перми. И после непродолжительных речей на открытии те, кто уже видел «Пину», или кого не вместил небольшой зал мультиплекса в торговом центре (вторых было гораздо больше, несмотря на организованный в связи с аншлагом второй показ), могли отправиться на показ спектакля «Чукчи» пермского театра «Сцена-молот». Постановка пьесы Павла Пряжко была одним из главных театральных событий «Текстуры» прошлогодней: в лучшие моменты плавностью повторяющихся движений героев действие напоминает современный танец или видеополотна Билла Виолы, но в тексте, кажется, нуждаются не очень.
Вообще получается сильно персонифицированное мероприятие.
Так, озвученный Эдуардом Бояковым интерес к документальности проявляется в разных событиях фестиваля. Помимо тем или иным образом обращающихся к ней фильмов основной кинопрограммы здесь покажут спецпрограмму фестиваля Beat Film Festival. Его организаторы привозят на «Текстуру» пять документальных фильмов о музыке, в том числе картины Тома ди Чилло «The Doors. When You Are Strange» о Джиме Моррисоне сотоварищи и «Курт Кобейн: История о сыне» Эй Джея Шнака, в которой главный герой появляется лишь в последних кадрах.
Отдельным событием стали запущенные во время церемонии открытия фирменным «щелчком» Ингеборги Дапкунайте африканские танцы женского объединения Intombi Zomquangala из Зимбабве.
Если верить красивой легенде, которую излагают организаторы (а не верить оснований, вроде, нет) танцующие, а также поющие и бьющие в барабаны женщины сами неведомыми путями нашли «Текстуру» и написали в оргкомитет письмо, в котором выражали желание приехать в Пермь. В итоге они подпевали и пританцовывали на открытии, чтобы вечером задать нутряного жару, который вполне мог стать оппозицией концептуализированному фестивальному контексту.
Можно также отметить, что до приезда в Пермь, где участницы Intombi Zomquangala просто танцуют и поют, африканский танц-коллектив гастролировал по Германии со сценическим действием, у которого есть некий социальный подтекст: постановка «Umfazi» это история про место женщины (так и переводится название) в современной реальности. А зимбабвийская общественность, например, горячо обсуждает вопрос, дело ли это зимбабвийским женщинам — заходиться в пляске? Сохранение ли это традиций и самоутверждение женщины через обретение силы в танце, как считает создатель проекта Сандра Ндебеле, или эксплуатация сексуальности и потакание низменным чувствам публики, как считают ее критики? Так сама жизнь заигрывает с фестивалем, подсказывая ему сюжеты.