Актер, режиссер и продюсер Мэл Гибсон нашел, что ответить еврейским организациям, недовольным его участием в фильме о еврейском герое Иуде Маккавее: с его точки зрения, это не попытка примирения, поскольку никакой вражды не существует. «Я не ненавижу евреев. Мои адвокаты, мой пресс-атташе – евреи, у меня много друзей среди евреев», — приводит портал TMZ слова Гибсона, которые передал источник в окружении актера. Что касается фильма, то, по словам того же источника, Гибсон собирается взяться за этот проект, поскольку видит в истории Маккавея параллели с современностью и надеется с помощью средств кинематографа изменить ситуацию в церкви.
Появившиеся в четверг, 8 сентября, сообщения о намерении актера, режиссера и продюсера Мэла Гибсона вместе с компанией Warner Bros снять фильм об Иуде Маккавее сразу же вызвали возражения:
лидеры еврейских организаций обратились с петицией к киностудии, попросив убрать из этого проекта Гибсона, так как тот не испытывает «никакого уважения и сочувствия к религиозным взглядам других людей».
Славу «антисемита» Мэл Гибсон заработал пять лет назад: в 2006 году он был остановлен полицией за вождение в нетрезвом виде и во время задержания пробурчал, что «евреи несут ответственность за все войны в мире». Разразился скандал, который еле удалось погасить несколькими официальными заявлениями и публичными извинениями. Гибсон даже встречался с лидерами еврейского сообщества, чтобы обсудить ситуацию, и вроде бы достиг взаимопонимания.
Ту историю Гибсону припоминают регулярно, как только его имя в очередной раз появляется на страницах газет.
Но на этот раз Мэлу Гибсону не просто припомнили «пьяный антисемитизм»: глава американской Антидиффамационной лиги Абрахам Фоксмэн заявил, что Иуда Маккавей «заслуживает лучшего», а другие комментаторы состязались в красочности сравнений. К примеру, основатель лос-анджелесского Центра Симона Визенталя раввин Марвин Хиер заявил:
выбор Гибсона на роль Маккавея – это как выбор ярого сторонника превосходства белой расы на роль Мартина Лютера Кинга.
Резкие отповеди появились оттого, что Иуда Маккавей не просто один из героев еврейского народа. Во втором веке до нашей эры он возглавил восстание в Иудее против царя Сирии Антиоха Эпифана из династии Селевкидов, который решил покончить с иудаизмом и ввести среди евреев культ греческих богов. Он нанес несколько поражений греко-сирийским войскам, добился заключения мира и совершил очищение храма в Иерусалиме – памяти об этом событии посвящен праздник Ханука.
Гибсон же, помимо пьяной выходки в прошлом, известен также как автор двух эпических исторических картин с «погружением в реальность». И если южноамериканский «Апокалипсис», показавший начало конца цивилизации майя, особых нареканий не вызвал, то вышедший в 2004 году фильм «Страсти Христовы» критиковали много охотней. Об этом напомнил и Марвин Хиер, сказав, что не принявшие Христа евреи были показаны в картине «идиотами, клоунами или тиранами».
Впрочем, критика только пробудила зрительский интерес к этому фильму: «Страсти Христовы» заработали в прокате $611 млн при 30-миллионом бюджете.
Любопытно, но пока что Мэл Гибсон планирует участвовать в проекте об Иуде Маккавее, к которому подбирался почти десять лет, только как продюсер. Его представитель уже заявил, что 55-летний актер слишком стар, чтобы играть главного героя. Гибсон, правда, может стать режиссером картины, если ему понравится сценарий, который напишет Джо Эстерхаз (оба «Основных инстинкта»).
Напомним, что за последний год Мэл Гибсон стал в Голливуде еще более «плохим мальчиком», чем был раньше: история его взаимоотношений с Оксаной Григорьевой и последовавший развод едва не обрушил его кинокарьеру. Фильм «Бобер» Джуди Фостер, в котором Гибсон исполнил главную роль, вышел лишь в ограниченный прокат и с задержкой на год, так и не сумев окупить затраты. Он также планировал приступить к съемкам фильма о викингах – в стилистике «Апокалипсиса» и «Страстей Христовых», но и этот проект пришлось отложить до лучших времен. На этой неделе долгое судебное разбирательство с Григорьевой наконец-то завершилось – и, видимо, теперь Мэл Гибсон взялся за восстановление своей репутации среди коллег-кинематографистов. Объект приложения усилий выбран, правда, несколько спорный (об этом свидетельствует реакция на обыденное в общем-то сообщение об очередном голливудском проекте), но амбициозный: если задуманное удастся, Гибсон снова окажется на коне и сможет вернуться к прежним планам.