Дом архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке может из объекта судебных разбирательств снова превратиться в памятник и обрести статус музея: Музей архитектуры имени Щусева (МУАР) при поддержке Министерства культуры России предложил идею мирового соглашения, в результате которого собственником здания станет государство, а уже оно передаст его в оперативное управление МУАРу.
На собранной по этому поводу пресс-конференции директор Музея архитектуры Ирина Коробьина сообщила, что суть мирового соглашения сводится к тому, что истцы в деле о собственности на дом Мельникова (одна из внучек архитектора и Росимущество) отказываются от своего иска, а вторая внучка передает свою долю государству для создания в нем дома-музея.
Она заявила, что позиция МУАРа проста и понятна: пойти на мировую – единственный достойный и прямой путь для выполнения воли Константина Мельникова и его сына Виктора.
«Излишне доказывать значимость дома Мельникова для российской культуры и мировой архитектуры. Этот дом – национальное достояние России. И обретение им государственного статуса – единственная гарантия его сохранности, реставрации и достойного поддержания», — подчеркнула Коробьина.
С её мнением полностью согласились представитель Минкульта Дмитрий Сергеев, глава Москомнаследия Александр Кибовский и вице-президент Международной академии архитектуры Михаил Хазанов. Они в один голос говорили о том, что дому Мельникова необходим один хозяин и этим хозяином должно стать государство: в основном это связано с охраной объекта культурного наследия и выделением государственных денег на его реставрацию.
«Для памятника самым удобным является принцип, когда один пользователь – один объект», — сказал Кибовский.
Парадокс ситуации с домом Мельникова заключается в том, что ни один из участников многолетнего спора не возражает против того, чтобы дом был превращен в музей. Фактически даже Елена Мельникова и Екатерина Каринская судятся именно за право передать здание в государственную собственность и превратить его в музей архитектора.
В настоящее время государство уже владеет половиной дома Мельникова: свою долю, купленную у наследников дочери архитектора Людмилы, ему передал бизнесмен и глава фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев. Это случилось в декабре 2010 года, а 16 июня уже этого года право собственности получило государственную регистрацию, и тогда же право оперативного управления получил МУАР.
Со второй половиной дома всё намного сложнее.
Художник Виктор Мельников, сын архитектора, успел оставить два завещания: по одному он передал свои права дочери Елене, по второму отказал обеим дочерям и завещал дом государству напрямую. После ряда кассаций и новых судов ситуация сложилась следующим образом: Росимущество и Каринская судятся с Еленой Мельниковой, и, в случае если их иск будет удовлетворен, право собственности как раз и окажется у государства.
Каринская уверяет, что не она была инициатором иска – его подало Росимущество, а она вынуждена была участвовать в суде как исполнитель воли своего отца Виктора Мельникова.
Также она пытается обеспечить выполнение его второго завещания — организацию в доме музея отца и сына Мельниковых, с хранилищами, в которых разместятся архивы архитектора и художника, и опасается, что невыполнение условий завещания может привести к тому, что и дар от Гордеева вернется к его владельцу.
«Завещание не выполнено — значит, решение недействительно и можно опять начинать перетягивание каната.
Я думаю, там интерес в архиве, который находится на временном хранении в Музее архитектуры, почему я и хотела его перевести в Пушкинский музей», — сказала она.
Дом Константина Мельникова был построен в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по его собственному проекту и предназначался для самого архитектора и его семьи; там же располагалась его мастерская. Здание приобрело всемирную известность в качестве памятника советского авангарда; как реализация примененных в нем новаторских решений оно было признано объектом культурного наследия регионального значения.
За последние 20 лет вокруг дома появились несколько высотных домов, он отгородился от улицы забором с «антитеррористической» калиткой.
Последняя реставрация проводилась около 15 лет назад. Каринская считает, что техническое состояние дома вполне нормальное – «любая новостройка позавидует», а основную опасность несут затеянные вокруг него строительные работы, которые и могут погубить памятник: нарушены системы водоотвода, наблюдаются провалы почвы.
Судебные заседания продолжатся 30 июня. По словам Коробьиной, Каринская в личной беседе пообещала согласиться с мировым соглашением, если такую же позицию займет и Росимущество.