На пятый день «Кинотавра» было запланировано обсуждение проблем и перспектив использования интернета в качестве пространства для проката кино с участием основателя и директора онлайн-площадки для киноманов MUBI. Увы, Эфе Чакарэль в Сочи не прилетел — живое общение заменили видеоконференцией с создателем интернет-кинотеатра, пользователи которого могут за деньги посмотреть классиков и современников, а бесплатно — увидеть, например, ретроспективу какого-нибудь корейца или каннский короткий метр (сайт в этом году стал партнером Каннского кинофестиваля). Ничего сенсационно нового сказано, впрочем, не было: говорили о неизбежном уходе кино в интернет, о том, как уговорить зрителей платить за просмотр в сети, когда почти все можно посмотреть бесплатно благодаря пиратству и торрентам, и так далее. Не пытались соперничать с выступлением, данным накануне Александром Башировом, и участники пресс-конференций фильмов «Бабло» и «Охотник».
В конкурсе показали психоделический лубок (есть мнение, что это в некотором роде и мистический триллер) по мотивам рассказа Бунина «Суходол» Александры Стреляной, ученицы Алексея Учителя (он выступил продюсером картины). Сюжет про судьбу сироты Натальи, изгнанной из барского дома на дальний хутор, а затем возвращенной в суходольский дом — прислуживать сходящей с ума от несчастной любви барышне — в фильме сведен до пунктира, связующего равно туманные сны и явь. Снято все так, что то синие поля волнуются, то безумная барышня в черном платье оборачивается на пару минут статических планов в не менее проблемную героиню какого-нибудь другого фильма – «Пианино» Джейн Кемпион, например. В другие моменты она с венком на голове становится Офелией с выставки художников прерафаэлитов.
В лучшем мире «Суходол» мог бы стать русской почвеннической «Сонной лощиной» — хтоническим хоррором про то, что все бесы в людях либо от избалованности и лености души, либо от безграмотности. В нашем мире получился набор сцен, отсылающих к деятельности коллективов народного творчества и этнографов, про то, как буйное и темное живое языческое пробивается сквозь формальное православное: реконструкция обряда изгнания бесов, реконструкция предсвадебного плача невесты (не заплачет — не будет счастья), пара протяжно печальных песен.
Моменты, не связанные с этнографическими зарисовками, не менее декоративны — чего стоит один карикатурный хохол, на хуторе которого трудится Наталья: оселедец, шаровары, кушак, условный украинский язык.
Завершали конкурсную часть дня «Упражнения в прекрасном» — перенесенная на кинопленку пьеса про четверку театральных гастролеров и их молодого администратора (сам он настаивает на термине «гастрольный директор»), которые колесят по провинции с антрепризным спектаклем. Пьесу написали и играют в Театре им. Моссовета те же люди, что появились на экране: режиссер спектакля и фильма Виктор Шамиров (он же играет актера-меланхолика Альберта), играющий звезду антрепризы Гоша Куценко в парике и Константин Юшкевич (в фильме — актер-балагур Вася). Администратора на сцене и на экране изображает Павел Савинков, а с ролью актрисы-студентки, срочно выписанной на замену заболевшей участнице проекта, вышло так, что и для фильма потребовалась замена: вместо моссоветовской Анны Островской Алису играет Ксения Радченко.
Коллективная исповедь на тему актерского призвания, живописующая в форме анекдота театральное закулисье, оказалась первым фильмом в конкурсе, на котором зрителям не хватило мест в зале: заполнены были даже все ложи. Успех картины свидетельствует: соперничать за зрительскую любовь с комедией про миллион долларов может, наверное, только комедия про выпивающих шутников, в душе каждого из которых живет герой-лирик.