Уменьшенная до пяти метров в высоту копия одного из символов Берлина оказалась чем-то средним между макетом и моделью — памятник памятнику архитектуры и истории с бонусом в виде вечерней подсветки, для которой в течение месяца собирали послания берлинцев москвичам и москвичей берлинцам на трех языках: русском, немецком и — для туристов, желающих знать, что пожелали друг другу жители городов-товарищей, — английском.
Пятиметровые ворота и выставка фотографий «Берлин 1880–1990: жизнь на улицах города» простоят на бульваре до 5 июня.
Копия же одного из главных фантастических фильмов в истории кино, наоборот, расширенная. Долгое время около 30 минут премьерного монтажа считались безвозвратно утерянными, но в феврале прошлого года на Берлинском кинофестивале показали фильм, максимально близкий к первоначальному варианту. Теперь обновленный «Метрополис» показали и в Москве — в сопровождении оркестра «Русская филармония».
Предыстория предъявленной версии такова. Вскоре после премьеры в 1927 году немецкая студия Ufa и американский прокатчик фильма Paramount серьезно сократили эпическое полотно про новый Вавилон, томимых под землей рабочих, созданную безумным гением человекомашину и разрешающую диалектические противоречия капитализма силу любви.
В прокат картина, которая могла идти примерно два с половиной часа, попала урезанной до полутора.
Впоследствии «Метрополис» несколько раз пытались восстановить, доведя к 2001 году длительность фильма до двух часов — но на большее уже не надеялись. Как и полагается в истории про чудесное обретение, спасительные коробки нашли случайно в 2008 году в архивах Музея кино в Буэнос-Айресе. Перенесенный на 16-миллиметровую пленку аргентинский «Метрополис» включал 25 минут, которых не было ни в одной из известных к тому времени сохранившихся копий. В результате реконструкции почти весь найденный материал удалось включить в новую версию. Обретенные фрагменты раскрывают тайну отношений безумного ученого Ротванга и повелителя Метрополиса Йо Фредерсена, открывают подробности знакомства юного Фредера с рабочим Георгием и проясняют механизм путаницы с Марией и ее разрушительным роботом-двойником. Процессом руководили реставратор из Фонда Мурнау Анке Вилькенинг, автор реконструкции 2001 года Мартин Кёрбер и дирижер Франк Штробель — порядок ранее отсутствовавших сцен определяли, сверяясь с оригинальной оркестровой партитурой.
Работающий с оригинальными «саундтреками» немого кино Штробель дирижировал премьерой новой версии в Берлине, а теперь представил свою работу и в Москве, встав за пульт московского оркестра.
Некоторую абсурдность происходящему в «Новой опере» придавал сценарий церемонии. Публика гадала, что могли иметь в виду организаторы, предваряя показ классической антиутопии смотром работ молодых парикмахеров двух городов, но исправно аплодировали моделям, которые тоже выглядели несколько растерянно. Председатель Московской городской думы Владимир Платонов и правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт вернули происходящее в русло официального мероприятия и потратили еще некоторое количество зрительских сил на выслушивание речей.
Это могло подкосить слабых духом, которые покидали показ в коротких паузах между частями фильма.
Те же, кто остался до конца, выглядели в зажигающемся свете ободренными — на большом экране башни Метрополиса и финальное превращение социально-мелодраматического триллера в фильм-катастрофу (значительная часть утерянных ранее материалов живописует затопление подземного города рабочих) в вагнерианском сопровождении музыки Готтфрида Хупертца воодушевляет не хуже, чем в 1927-м.
Кинематографическая линия Дней Берлина продолжится в кинотеатре «Пионер», где в среду показом истории про запутанные отношения супружеской пары с приглянувшимся обоим супругам генетиком «Любовь втроем» (2010) Тома Тыквера открывается фестиваль «Москва, внимание: Берлин!» (Moskau, Achtung: Berlin!).
Также покажут короткометражки Немецкой академии кино и телевидения (dffb) и Института кино и телевидения имени Конрада Вольфа (HFF), а также кино разных лет, объединенное причастием авторов и сюжетов к столице Германии.
«Все на Цукера» (2004) — комедия Дани Леви («Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере») про бедолагу из Восточного Берлина, которому ради наследства приходится примириться со своими еврейскими корнями. «Таран» (2010) — попытка режиссера Марвина Крена сделать Берлин очередной столицей, в которой горожане обратились в зомби. «Берлин зовет» (2008) Ханнеса Штера — история про берлинскую электронную сцену и сопутствующую ей непростую жизнь: главный герой играет техно, злоупотребляет наркотиками и однажды доводит себя до тесного знакомства с психиатрией. «Люси» (2006) Хеннера Винклера — драма про не слишком сознательную 18-летнюю особу с ребенком, она тоже ходит по клубам. За мультикультурализм города отвечает документальная картина про живущих в одном из самых многонациональных районов выходцев из Ливана — «Нойкёльн без границ» (2010) Агостино Имонди и Дитмара Рача. Снятый без сценария фильм Тома Ласса «Papa Gold» про семейные отношения на фоне берлинской неприкаянности недавно получил приз Союза немецких кинокритиков на фестивале achtung berlin и завершит московскую программу этого киносмотра.