Вчера в кинотеатре «Октябрь» творилось странное. По мультиплексу бегали дети с клоунскими дудками, а красные поролоновые носы можно было увидеть даже на серьезных людях, вроде барда Олега Митяева или Игоря Угольникова. Кроме того, по фойе прохаживались люди в клоунском гриме – несколько мужчин и две женщины, ряженые в буфетчиц и отпускавшие комментарии в духе «куда так вырядилась-то» в адрес гостей и их пассий. Подобный несколько жутковатый антураж подошел бы, например, новой экранизации романа Стивена Кинга «Оно» или новому фильму автора «Дома 1000 трупов» Роба Зомби: он тоже любит играть на зловещей природе клоунов. Тем не менее ни одно из этих предположений не верно.
В центре Москвы состоялась премьера уникального проекта «Летите и пилите» — посвященного Вячеславу Полунину первого в истории спектакля, снятого в 3D.
Главным героем как фильма, так и вечера стал Леонид Лейкин – актер легендарного питерского театра клоунады «Лицедеи», один из самых известных российских клоунов. Оценивать художественные достоинства собственно представления, пожалуй, не стоит: «Лицедеи» существуют уже не первый год, и поклонников у них прибавляется с каждым новым поколением. Что же касается собственно технического исполнения, то в «Летите и пилите» 3D сделано отлично – в зрительный зал в какой-то момент, в частности, отправляется брошенный Лейкиным мяч.
После премьеры корреспондент «Парка культуры» побеседовал с Леонидом Лейкиным.
— Когда я готовился к интервью, многие мои знакомые очень просили задать один и тот же вопрос. Почему клоуны такие страшные?
— Это просто психология человека. Я помню, когда я был маленький (мне было года два или полтора), надо мной склонился мой папа — у него была такая борода, и я очень испугался. Это то же самое. Есть же даже болезнь такая – клоунострофобия. Это все зависит от воспитания, а еще от глаз. Вот, есть же сказка «Аленький цветочек», там есть чудище. Оно страшное, но какие у него печальные глаза – дети через несколько минут перестают его бояться. Так же и с клоунами, и со всем вообще. Если у ребенка, например, была обожженная мать, он ее не будет бояться — он будет любить ее больше всего на свете, потому что она была с ним, была рядом. А вообще надо перестать бояться себя — тогда ты не будешь бояться никого. Самый страшный враг сидит внутри каждого из нас.
— Ну хорошо, теперь давайте поговорим о спектакле. Что это за постановка? И почему вы посвятили ее Полунину?
— Почему стихи посвящают друзьям, любимым, родителям, каким-то людям, которые что-то значат в твоей жизни?.. Вот, Слава Полунин для меня — один из таких людей. Если бы не было этого человека, не было бы меня – как клоуна, как актера, — и поэтому я решил посвятить ему этот спектакль. Да и просто потому, что он великий человек и клоун. Сейчас один из самых великих, а может быть, и самый великий. Я на протяжении своей жизни сделал очень много историй, номеров (спектакль включает в себя известные номера «Ая-яй», «Раковина» и многие другие – ПК), а для этого спектакля я собрал их в единую картину. А премьера (так получилось) совпала с его днем рождения, и я подумал – почему бы мне не посвятить ему спектакль. Он был на премьере, ему понравилось, а я сказал зрителям, что здесь проездом есть человек, которому посвящен этот спектакль, — посмотрите, чему он меня научил. Я очень надеюсь, что мы сделаем что-нибудь совместно.
— А как получилось, что вы сняли его, да еще и в 3D?
— О, это совершенно случайно получилось, просто стечение обстоятельств. Появились люди из General Satellite, предложили — и мы подумали: а почему нет? Потому что это же в первый раз, а мы авантюристы, любим быть первыми. Мы даже не видели ничего до премьеры – никто не знал, что будет, может, мы обосремся (смеется). Но вот что-то в этом есть, в 3D. Я смотрел «Аватар», мне понравилось. И вообще я очень люблю смотреть фильмы, я киноман. Но со спектаклем это было особенно интересно. Ведь этого никогда не будет: спектакль — это сиюминутная, сиюсекундная вещь. Этого не будет, будет другое: у нас же все построено на импровизации. Но это как фотография на память. Я еще когда в детстве шел в кино сниматься, я папе сказал: «Я иду в кино сниматься, чтобы, когда я вырасту, вы увидели, какой я был маленький».
— Недавно я говорил с организатором трансляций из Большого театра в кинотеатры всего мира. Тогда мы обсуждали, что это, во-первых, прибыльно, а во-вторых, может вернуть интерес к балету. Что этот фильм для вас? Способ привлечь новых зрителей или просто эксперимент?
— Вообще к нам люди ходят – полные залы и на детских спектаклях, и на всех остальных, а на «Летите и пилите» просто народ валит. С другой стороны, мне тут все важно, мне очень нравится этот эксперимент. Если получится, было бы здорово самим участвовать в съемках – не только как актеры. Тут-то они приехали, сняли, сами все смонтировали – фильм идет час десять, а спектакль у меня иногда два с половиной часа продолжается. В будущем хочется, конечно, самим режиссировать видео, сидеть за монтажным столом – такого вот творчества, участия скрупулезного.
— Ну и последний вопрос. Если вернуться к началу нашего разговора, как вы думаете, ваш фильм поможет людям перестать бояться клоунов?
— Ну, кого-то, думаю, да, а кого-то просто заставит подумать.