Вечером в пятницу, 15 апреля, в московском Гостином Дворе прошла церемония вручения ежегодных театральных премий «Золотая маска». Организаторы постарались на славу: свет, звук и выбор площадки внушали посетителям трепет, подобающий вручению старейшей российской театральной награды (с 1994 года). Вот только главный элемент – красная дорожка – оказался вполне приличной стометровкой, и некоторые лауреаты не выдерживали, переходя на бег, чтобы быстрее оказаться на сцене и сказать слова благодарности жюри, зрителям и своим коллегам. «Так долго бежать, что даже неловко», — сказал режиссер Дмитрий Черняков, примчавшийся получать приз за постановку оперы Берга «Воццек» в Большом театре.
Традиционный театральный спор между Москвой и Петербургом свелся к почетной ничьей. Формально, «по очкам», победила Москва: столичные театры выиграли 14 номинаций, а в Петербург отправились лишь 9 наград.
Москвичи забрали себе приз за лучший драматический спектакль – им стала постановка чеховской пьесы «Дядя Ваня» в Театре имени Вахтангова. При объявлении победителя в зале возникла пауза: в номинантах был еще один «Дядя Ваня» – из петербургского Александринского театра. В итоге всё разрешилось – и режиссер Римас Туминас вывел на сцену всех, кто работал над спектаклем и оказался в зале. Правда, без награды остались и сам Туминас, и актер Сергей Маковецкий, сыгравший в «Дяде Ване» главную роль: жюри предпочло других претендентов.
Другие драматические номинации были почти поровну поделены между двумя культурными столицами. Лучшим режиссером оказался Андрей Могучий, поставивший пьесу «Изотов» в питерском Александринском театре, а приз за мужскую роль отдали Игорю Гордину за роль в постановке московского ТЮЗа «Кроткая». Премию за малую драматическую форму получил спектакль «Триптих» «Мастерской Петра Фоменко», лучшую женскую роль сыграла Ольга Яковлева в «Обрыве» МХТ имени Чехова. «Технические» номинации также ушли другим постановкам: лучшим художником по костюмам стала Мария Трегубова («Тарарабумбия», «Школа драматической пьесы» и Чеховский фестиваль), художником по свету – Дамир Исмагилов («Гамлет», Александринский театр). Лишь «Изотов» получил еще одну «Золотую маску»: её вручили художнику Александру Шишкину.
В оперной категории всё также оказалось непросто. Приз за лучшую постановку уехал в Петербург: жюри наградило «Женщину без тени» Мариинского театра. За работу над этим спектаклем был отмечен и художник Пол Браун. Зато по отдельным номинациям однозначно победил «Воццек», несмотря на весь предцеремониальный пессимизм Теодора Курентзиса, таки приехавшего за премией из Перми. За этот спектакль также были отмечены режиссер Дмитрий Черняков и художник по свету Глеб Филькенштейн.
Актерские оперные премии тоже отправились в Петербург. Награду за лучшую женскую роль получила Елена Жидкова («Замок герцога Синяя Борода», Мариинский театр), а лучшим оперным певцом стал американский тенор Нил Шикофф, приехавший в Михайловский театр для участия в опере «Иудейка», которую он в своей речи назвал очень современной, поскольку в ней затрагивается актуальная тема – расовая нетерпимость. Лучшие костюмы к опере сделал Сергей Бархин («Кафе «Сократ», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко); со сцены Бархин поблагодарил за премию врачей, которые дали ему возможность еще раз получить «Золоту маску».
Вручение премий в категории «Театры кукол» вызвало легкое недоумение. Жюри не стало присуждать победу ни за работу актеров, ни за работу режиссеров. Но лучший спектакль всё-таки был выбран: им стал «Медведь» — совместная постановка костромского Театра кукол и московского объединения «Культ-проект».
В опереттах и мюзиклах между собой конкурировали три постановки, причем ни московских, ни петербургских среди них не было. Награды получили все: за лучшую женскую роль жюри отметило Татьяну Маслакову, сыгравшую в «Двух бойцах» Хабаровского музыкального театра, а приз за лучшую мужскую роль получил Дмитрий Аверин, исполнивший главную роль в «Юноне и Авось» Музыкального театра Ростова-на-Дону.
А затем наступил триумф Екатеринбурга.
Музыкальное переосмысление поэмы Гоголя «Мертвые души», созданное в Театре музыкальной комедии, завоевало премию как лучший спектакль, а в отдельных номинациях выиграли и режиссер этой фантасмагории Владлен Павленко, и дирижер Борис Нодельман (правда, в своей номинации он был один). На церемонию ни Павленко, ни Нодельман не приехали, и отдуваться за весь творческий коллектив пришлось «дедушке уральского рока» Александру Пантыкину (основателю полузабытой группы «Урфин Джюс»). Он трижды поднимался на сцену за «Масками» для своих коллег и всего спектакля — и лишь в четвертый раз вышел получать собственную награду: ему дали премию как лучшему композитору музыкального театра. Любопытно, что за несколько дней до этого творческий коллектив мюзикла «Мертвые души» удостоился и премии екатеринбургского губернатора «за достижения в области литературы и искусства». Впрочем, Екатеринбургу было чем гордиться и помимо этого спектакля: пятую «Золотую маску» этому городу принесла француженка Эмили Валантен — художник спектакля местного Театра кукол «Грибуль-простофиля и господин Шмель», а шестую – израильтянин Ури Ивги и голландец Йохан Гребен, которые были награждены за хореографию в балете «Песня не про любовь» театра «Провинциальные танцы».
Жюри и музыкального, и драматического направлений воспользовались своим правом и вручили по две специальные премии. В музыкальной категории их получили актриса Наталья Ледовская за роль в спектакле «Эсмеральда» театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и редактор авторской партитуры оперы «Бег» в театре имени Б. Покровского Кирилл Уманский. В драме жюри отметило проект молодежного театра из Москвы «Молодые режиссеры – детям» и актрису Анастасию Светлову из ярославского театра имени Волкова (спектакль «Екатерина Ивановна»).
Театральные критики свою награду выдали спектаклю «Экспонаты», который на фестиваль привез Драматический театр из Прокопьевска.
Обладатели почетных наград были объявлены давно. Лучшим зарубежным спектаклем стал «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», который в Россию привозил Драматический театр Граца (Австрия).
Лауреатами «Золотой маски» за «выдающийся вклад в развитие театрального искусства» стали две актрисы. Первую премию получила Галина Умпелева из Екатеринбургского театра драмы. Почетная награда была вручена посмертно Татьяне Шмыге.