Еще месяц назад казалось, что имеет место всего лишь фрондерская игра, эдакая «фига в кармане». Ну да, выдвинули «Войну» с ее скандальной акцией в номинанты художественной премии под государственным патронажем. Как выдвинули, так и задвинут со временем. Мол, продемонстрировали члены жюри тягу к вольнолюбию, но уж на дальнейшее-то вряд ли посягнут. Тем более, сами участники опальной арт-группировки не выказывали особого стремления сотрудничать в процедурных вопросах. Да и вообще до сих пор непонятно, кого именно из них номинировали в разделе «Произведение визуального искусства». Следственные органы, может, и в курсе, а вот в официальном релизе конкурса «Инновация» написано следующее: «Группа Война создана в 2007 году. Список имен авторов акции неизвестен (часть авторов анонимна). Живут и работают в Санкт-Петербурге».
Сразу известим, что никто из анонимов получать гран-при на подиум в «Гараже» так и не вышел.
На предварительный запрос организаторов «Будет ли кто-нибудь из авторов или уполномоченных лиц присутствовать на церемонии?» был получен ответ следующего содержания: «Привет! А что, менты выдали работу на выставку? Олег». Кто такой «Олег» — наука умалчивает, хотя есть версии. А про «ментов» он напрасно выразился: у нас теперь полиция. Премиальные деньги, между прочим, немаленькие — 400 тысяч рублей. Наверняка хватило бы, чтобы откупиться от уголовного преследования, если бы дело о «Дворцовом перевороте» не обрело столь заметного резонанса. Но тут, похоже, вопрос все-таки не совсем в финансах. Нашла коса на камень, или камень на косу. Акционизмом ударено по солнечному сплетению нынешней российской власти, а то и куда пониже, если вспомнить название скандальной акции на Литейном мосту. Короче, ниже пояса.
Однако далеко не все представители художественной интеллигенции, даже критически настроенные к власти, единодушно приветствовали это решение жюри. Некоторые полагают, что искусство тем самым низводится до уровня уличной акции, когда глубина и осмысленность произведения замещаются политическим анекдотом. Иные же, впрочем, одобряют вердикт, говоря примерно следующее: «Искусство вечно, но именно сегодня и надо было дать этот приз «Войне», чтобы никто, кроме художников, не посягал на вечность» (из разговоров на церемонии).
На практике за решение международного жюри (в его состав кроме российских экспертов входила также Мари-Лор Бернадак — главный хранитель и руководитель департамента современного искусства Лувра) будет теперь отдуваться отечественный Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
Неспроста глава этой институции Михаил Миндлин в начале церемонии вышел на сцену с лицом камикадзе и сообщил, что «наш конкурс является не вполне государственным». С этим тезисом мог бы поспорить Минкульт РФ, но, станет ли делать это явственным для публики образом, еще вопрос.
Насчет дальнейшей судьбы премии «Инновация» в связи с нынешним вердиктом вообще остается много непонятного. Одно могу сказать (не в качестве арт-критика, а просто гражданина страны): не струсили члены жюри, пошли до конца, молодцы. Как произведения искусства деяния «Войны» по-прежнему сомнительны, а в качестве «гражданских жестов» — будем посмотреть.
О других итогах «Инновации». Их немало, и некоторые тоже слегка «криминальны».
Например, гран-при в номинации «Региональный проект» получил новосибирский арт-деятель Артем Лоскутов за устройство хэппенингов под названием «Монстрации».
Каждый год в канун Первомая сотни и даже тысячи жителей Новосибирска под художественным руководством лауреата выходят на улицы города с лозунгами типа «Крокодил, крокодю и буду крокодить» или еще «Таня, не плачь!». Или вот такой транспарант: «Ы-ы-ы-ть!». Многим нравится. Пример берут жители других мегаполисов.Весной 2010 года Лоскутову вынесли приговор за хранение наркотиков, обязав выплатить штраф 20 тысяч рублей. Художник настаивал, что дело сфабриковано, и добивался оправдания, но областной суд Новосибирска оставил приговор в силе. В декабре 2010-го, после нескольких организованных Лоскутовым акций, в том числе в поддержку Стратегии-31, ему предъявили еще одно обвинение — в оскорблении милиционеров. По мнению сотрудников следственного отдела, Лоскутов оскорбил милиционеров своей записью в блоге о ночи, проведенной в изоляторе за неоплаченный штраф, а также своим поведением на площади Ленина, когда отказался отправиться в отделение с сотрудниками, которые проверяли у него документы.
Награжденный никаких тезисов в свою защиту со сцены не выдвигал, а вместо этого произнес лозунг: «Спасибо за то, что поддержали противостояние с региональными чиновниками, которые считают, что рановато современному искусству приходить в регионы. Хочется, чтобы «зараза» современного искусства поскорее приходила к нам. Через неделю мы пойдем в мэрию заявлять «Монстрацию-2011». Надеюсь, этот приз поможет».
Давали еще и такие награды: в номинации «Новая генерация» приз разделили Аня Желудь и Арсений Жиляев — художники, между собой не схожие совершенно.
За лучший опус в сфере «Теория, критика, искусствознание» отличия удостоился итальянский куратор (живущий в Москве) Антонио Джеуза, издавший каталог проекта «История российского видеоарта. Том А 1—3». Вообще-то, кроме каталога были еще и выставки, но что вручили — то вручили. А лучшим кураторским проектом была признана выставка в Московском музее современного искусства, дирижируемая архитектором и художником Юрием Аввакумовым. Называлось это зрелище «День открытых дверей». Многие помнят. Выдавались также призы «за заслуги перед отечеством». В смысле за вклад развитие современного искусства России. Одной такой премии удостоился дуэт Эмилии и Ильи Кабаковых, а другую получил бизнесмен и издатель Герман Титов, который год выпускающий книги в серии «Библиотека московского концептуализма».
Но, разумеется, с нарисованным на Литейном мосту мало что сравнится. Теперь еще долго будем анализировать и выискивать аналогии. Инновация, однако.