Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Монстрация культурного процесса

Главного приза в конкурсе «Инновация» удостоилась группа «Война» за акцию «Х*й в плену у ФСБ»

Главного приза в конкурсе «Инновация» удостоилась группа «Война» за акцию «Х*й в плену у ФСБ», а другой приз достался находящемуся под следствием организатору «Монстраций» Артему Лоскутову.

Еще месяц назад казалось, что имеет место всего лишь фрондерская игра, эдакая «фига в кармане». Ну да, выдвинули «Войну» с ее скандальной акцией в номинанты художественной премии под государственным патронажем. Как выдвинули, так и задвинут со временем. Мол, продемонстрировали члены жюри тягу к вольнолюбию, но уж на дальнейшее-то вряд ли посягнут. Тем более, сами участники опальной арт-группировки не выказывали особого стремления сотрудничать в процедурных вопросах. Да и вообще до сих пор непонятно, кого именно из них номинировали в разделе «Произведение визуального искусства». Следственные органы, может, и в курсе, а вот в официальном релизе конкурса «Инновация» написано следующее: «Группа Война создана в 2007 году. Список имен авторов акции неизвестен (часть авторов анонимна). Живут и работают в Санкт-Петербурге».

Сразу известим, что никто из анонимов получать гран-при на подиум в «Гараже» так и не вышел.

На предварительный запрос организаторов «Будет ли кто-нибудь из авторов или уполномоченных лиц присутствовать на церемонии?» был получен ответ следующего содержания: «Привет! А что, менты выдали работу на выставку? Олег». Кто такой «Олег» — наука умалчивает, хотя есть версии. А про «ментов» он напрасно выразился: у нас теперь полиция. Премиальные деньги, между прочим, немаленькие — 400 тысяч рублей. Наверняка хватило бы, чтобы откупиться от уголовного преследования, если бы дело о «Дворцовом перевороте» не обрело столь заметного резонанса. Но тут, похоже, вопрос все-таки не совсем в финансах. Нашла коса на камень, или камень на косу. Акционизмом ударено по солнечному сплетению нынешней российской власти, а то и куда пониже, если вспомнить название скандальной акции на Литейном мосту. Короче, ниже пояса.

Однако далеко не все представители художественной интеллигенции, даже критически настроенные к власти, единодушно приветствовали это решение жюри. Некоторые полагают, что искусство тем самым низводится до уровня уличной акции, когда глубина и осмысленность произведения замещаются политическим анекдотом. Иные же, впрочем, одобряют вердикт, говоря примерно следующее: «Искусство вечно, но именно сегодня и надо было дать этот приз «Войне», чтобы никто, кроме художников, не посягал на вечность» (из разговоров на церемонии).

На практике за решение международного жюри (в его состав кроме российских экспертов входила также Мари-Лор Бернадак — главный хранитель и руководитель департамента современного искусства Лувра) будет теперь отдуваться отечественный Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).

Неспроста глава этой институции Михаил Миндлин в начале церемонии вышел на сцену с лицом камикадзе и сообщил, что «наш конкурс является не вполне государственным». С этим тезисом мог бы поспорить Минкульт РФ, но, станет ли делать это явственным для публики образом, еще вопрос.

Насчет дальнейшей судьбы премии «Инновация» в связи с нынешним вердиктом вообще остается много непонятного. Одно могу сказать (не в качестве арт-критика, а просто гражданина страны): не струсили члены жюри, пошли до конца, молодцы. Как произведения искусства деяния «Войны» по-прежнему сомнительны, а в качестве «гражданских жестов» — будем посмотреть.

О других итогах «Инновации». Их немало, и некоторые тоже слегка «криминальны».

Например, гран-при в номинации «Региональный проект» получил новосибирский арт-деятель Артем Лоскутов за устройство хэппенингов под названием «Монстрации».

Каждый год в канун Первомая сотни и даже тысячи жителей Новосибирска под художественным руководством лауреата выходят на улицы города с лозунгами типа «Крокодил, крокодю и буду крокодить» или еще «Таня, не плачь!». Или вот такой транспарант: «Ы-ы-ы-ть!». Многим нравится. Пример берут жители других мегаполисов.Весной 2010 года Лоскутову вынесли приговор за хранение наркотиков, обязав выплатить штраф 20 тысяч рублей. Художник настаивал, что дело сфабриковано, и добивался оправдания, но областной суд Новосибирска оставил приговор в силе. В декабре 2010-го, после нескольких организованных Лоскутовым акций, в том числе в поддержку Стратегии-31, ему предъявили еще одно обвинение — в оскорблении милиционеров. По мнению сотрудников следственного отдела, Лоскутов оскорбил милиционеров своей записью в блоге о ночи, проведенной в изоляторе за неоплаченный штраф, а также своим поведением на площади Ленина, когда отказался отправиться в отделение с сотрудниками, которые проверяли у него документы.

Награжденный никаких тезисов в свою защиту со сцены не выдвигал, а вместо этого произнес лозунг: «Спасибо за то, что поддержали противостояние с региональными чиновниками, которые считают, что рановато современному искусству приходить в регионы. Хочется, чтобы «зараза» современного искусства поскорее приходила к нам. Через неделю мы пойдем в мэрию заявлять «Монстрацию-2011». Надеюсь, этот приз поможет».

Давали еще и такие награды: в номинации «Новая генерация» приз разделили Аня Желудь и Арсений Жиляев — художники, между собой не схожие совершенно.

За лучший опус в сфере «Теория, критика, искусствознание» отличия удостоился итальянский куратор (живущий в Москве) Антонио Джеуза, издавший каталог проекта «История российского видеоарта. Том А 1—3». Вообще-то, кроме каталога были еще и выставки, но что вручили — то вручили. А лучшим кураторским проектом была признана выставка в Московском музее современного искусства, дирижируемая архитектором и художником Юрием Аввакумовым. Называлось это зрелище «День открытых дверей». Многие помнят. Выдавались также призы «за заслуги перед отечеством». В смысле за вклад развитие современного искусства России. Одной такой премии удостоился дуэт Эмилии и Ильи Кабаковых, а другую получил бизнесмен и издатель Герман Титов, который год выпускающий книги в серии «Библиотека московского концептуализма».

Но, разумеется, с нарисованным на Литейном мосту мало что сравнится. Теперь еще долго будем анализировать и выискивать аналогии. Инновация, однако.

Новости и материалы
Названы трехлетние премиальные авто с лучшей остаточной стоимостью
Сломавшийся в Босфоре танкер отбуксирован
Ставший крашем зумеров Боярский прокомментировал выбор молодежи
Авербух объяснил, как получил 409 штрафов за нарушение ПДД
В Екатеринбурге юноша изнасиловал 15-летнюю девочку и шантажировал ее голыми фото
В России переведут временные меры поддержки экономики в постоянные
В Краснодаре женщина познакомилась с мужчиной в соцсетях и лишилась 3,7 млн рублей
«Пропитаны семейными ценностями»: Анна Цуканова-Котт о марафонах Блиновской
В канун Рождества по США распространились куриные яйца, зараженные сальмонеллой
Депутат Рады заявил об утрате Зеленским доверия ВСУ
Созданы «цветочные» частицы для точной доставки лекарств в организм
Блиновская сможет поздравить родных с Новым годом с разрешения администрации СИЗО
Путин ответил на слова Лукашенко о возможности поставки Белоруссии десяти «Орешников»
В США сорвали добровольный взнос России в бюджет комитета МККК
Депутат Рады призвал воевать всех украинцев, кроме депутатов и министров
Лукашенко сообщил, что взял в поездку в Россию горные лыжи
Центробанк объяснил, почему массовая раздача денег не сделает россиян богачами
План «Ковер» снят в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковский
Все новости