Небольшой отряд творческой интеллигенции через леса, моря и пустыни отправляется из огромного жадного города Нью-Кробюзона в страшную глушь, чтобы соединиться с социалистическими разбойниками, чей паровоз вперед летит. Цель их — мировая революция или построение социализма в отдельно взятом городе. Для этого они будут использовать магию (тауматургию) и науку, паровых роботов и генномодифицированных преступников, кремневые ружья и искусственный интеллект, потому что в их мире все это перемешано. На хвосте у них тайная полиция и немыслимые чудовища и план их обречен — ни в каком мире, ни в нашем, ни в вымышленном, невозможна победа социальной справедливости, силы добра всегда уничтожат силы разума.
В русском переводе вышел «Железный совет», четвертый роман Чайны Мьевиля, английского писателя, фэнтези-социалиста. Третий и последний на сегодняшний день роман, действие которого происходит в мире под названием Бас-Лаг.
Мир этот удивителен. Магия, порох, робототехника и паровые компьютеры на перфокартах, странные и чудовищные расы, сопровождающий их расизм, всевидящее око тайной полиции (она называется милиция, вот ведь ирония), безжалостные магистраты, циничный мэр, паровые дредноуты — перечтите «Вокзал потерянных снов» и «Шрам» перед тем, как приниматься за лучший роман трилогии. Главный город мира — Нью-Кробюзон — подозрительно похож на Лондон, Москву, Нью-Йорк и любой другой мегаполис, готовый сожрать человека (или кактуса, водяного или какую-нибудь другую зеленозадую тварь) и выплюнуть его кости.
Каждый из романов — летопись бунта или побега, попытки людей, слишком свободных для этого города, вырваться из него, скрыться во внутренней эмиграции или пожертвовать жизнью в открытом бунте.
Физики, лингвисты, современные художники, актеры, поэты, рабочие и представители других экзотических левацких профессий отвергают республиканский фарс выборов, от ежедневных попыток соответствовать необходимым этикетам — и пропадают один за другим.
В «Железном совете» бунт становится совсем явным, метафора — кристально прозрачна. Наш паровоз во главе с революционером-минотавром (жертвой карательной биоинженерии, краеугольного камня местной пенитенциарной системы) вперед летит, в бессмертии остановка. Никто, напомним, не в состоянии построить справедливое общество и победить карательную плутократию, но каждый обязан попытаться.
Вопрос, зачем в наше время читать революционную фэнтези-агитку, не стоит. Мьевиль обладает поразительным воображением, и всякий раз, когда ты думаешь, что уже все прочел и дальше ничего более удивительного не светит, он придумывает еще одно существо или социальную структуру, или гаджет, или наркотик — и остается только недоуменно крякнуть и читать дальше.
Кроме того, у Мьевиля отличный язык. Он великолепный стилизатор и разные задачи решает при помощи разных стилей и языков.
Один из последних романов — «Город и Город», получивший в прошлом году Hugo, — нуар, написанный совершенно по-чандлеровски. «Железный совет» — роман про отчаянное путешествие вооруженных мужчин и женщин, он написан жестким глагольным языком, напоминающим одновременно Киплингла и Лондона. В тексте много редких слов, научных терминов и странных латинизмов, причем Мьевиль их не выделяет специально, они органично вписаны в текст. Читателя один из лучших авторов современного Weird fiction не жалеет.
К сожалению, в русской версии эта история серьезно теряет.
С другой стороны, остается сказать спасибо, что роман вышел и что перевод его все же лучше результата работы гугловского парового робота. И попытаться за галлюцинациями перевода угадать все то, о чем говорит лысый фантаст-марксист.
«Железный совет». Чайна Мьевиль [пер. с англ. Н. Масловой]. М. «Эксмо». СПб. «Домино», 2011. 640 с.