Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мир будущего по Лабасу

В Третьяковке открылась выставка «Александр Лабас. На скорости ХХ века»

Выставка «Александр Лабас. На скорости ХХ века» в Третьяковской галерее представляет одного из самых значительных художников советской эпохи. Он воспевал технический прогресс и верил в неизбежность «светлого будущего». Впрочем аэропланы, дирижабли, паровозы и катера – все это лишь внешнее содержание творчества автора, который оказался слишком лиричным и романтичным, чтобы вписаться в эстетику соцреализма.

Разницу между революционным творческим порывом и железобетонными канонами сталинского искусства чаще всего иллюстрируют на примере авангарда. Действительно, получается весьма наглядно: вот супрематическая композиция из кругов и прямоугольников – а вот портрет орденоносной доярки, пышущей одновременно здоровьем и коммунистической сознательностью. Однако такое противопоставление не столь уж корректно, если призадуматься. К тому времени, когда стали явственно вырисовываться контуры господствующего советского стиля, то есть к началу 1930-х годов, авангард уже был скорее мертв. В том числе и по естественным причинам.

А вот подлинную альтернативу соцреалистам представляли художники совсем иного толка, например те, что принадлежали к группе ОСТ (Общество станковистов). К середине 1920-х годов они уже миновали искушение авангардом и предлагали собственную живописную и пластическую модель «искусства будущего». Но власть со временем сделала окончательный выбор, и всевозможные искания остовцев и им подобных были признаны «буржуазным формализмом». Некоторые из них сумели сделать нужные выводы и вписаться в элиту Союза художников СССР (вспомнить хотя бы знаменитого Дейнеку), другие же остались на обочине. Могло показаться, что навсегда.

Однако вот Александр Лабас дожил-таки до своего повторного признания.

Он скончался в возрасте 83 лет и успел увидеть, как пробуждается интерес к его творчеству у новых поколений.

За что именно он угодил в опалу в середине 30-х годов, с ходу понять трудно. Просматривая его ретроспективную выставку насквозь, с начала до конца, вы не встретите здесь ничего, что могло бы трактоваться властями как «вредительство». В небе парят аэропланы, снуют по морю корабли, мчатся по рельсам паровозы, везут пассажиров эскалаторы в метро – короче говоря, жизнь не просто «налаживается», а семимильными шагами движется в направлении обещанного коммунизма. И за что, спрашивается, вычеркивали художника из соцреалистического истеблишмента? Спасибо, что не посадили... А дело-то состояло не только и не столько в идеологии. Когда сформировались жесткие критерии советского стиля, к чинам и госзаказам ринулась откровенная серость.

В какие бы рассуждения ни пускались сегодня модные философы и культурологи относительно глубинного родства модернизма и социалистического реализма, имеющий глаза да увидит: соцреалистические полотна преимущественно плохи по живописи.

Для приверженцев этого стиля не было ничего более естественного, чем гнобить даровитых и небанальных коллег вроде Александра Лабаса. Что они без малейшего содрогания и проделали.

Впрочем, совсем уж без влияния идеологии тут тоже не обошлось, но влияния довольно тонкого и опосредованного. Лабас был очевидным романтиком: он исповедовал культ технического прогресса, способного подарить человечеству неведомые прежде радости и свободы. Подобный настрой имелся у многих в послереволюционные годы, а потом ему на смену пришла несколько иная концепция. Техника необходима для нужд обороны и повышения производительности труда — глупые фантазии по этому поводу неуместны. А насчет свобод и радостей все сказано в решениях партийных съездов, остальное – это опасные иллюзии колеблющихся умов... Лабас хотел воспевать новую жизнь, однако ее параметры в живописи и графике этого автора существенно отступали от утвержденных нормативов.

Он был вроде бы своим по вере, но чужим по мироощущению. Не врагом, но и не сообщником. Этого не прощали.

Возвращение Александра Лабаса в историю искусства началось в 60-е годы, а сейчас он считается безоговорочным классиком. Правда нынешняя ретроспектива в ГТГ получилась хотя и немаленькой по объему, но для статуса классика чуть жидковатой, что ли. Задействованы несколько музеев, взяты важные работы из собрания родственницы художника Ольги Бескиной-Лабас – и все-таки до исчерпывающей полноты проект не дотягивает. Скажем, в экспозиции почти отсутствуют произведения второй половины жизни Лабаса. Да, этот период уступает, конечно, по значимости раннему творчеству, но все же в 1960-е – 70-е годы у художника открылось нечто вроде «второго дыхания». Тогдашние опусы тоже небезынтересны для понимания его биографии. А что касается 1920-х – 30-х, то совсем бы не помешало привлечение широкого круга коллекционеров, в чьих закромах имеется немало любопытного материала из лабасовского наследия... Но для публики вполне может хватить и показанного, чтобы уловить главное.

Фигуры вроде Александра Лабаса вряд ли должны рассматриваться в качестве воображаемой альтернативы соцреалистической эстетике: надо признать, что шансов выиграть у них не было.

Однако без них наша история искусства оказалась бы куда более скудной и убогой. Лабас не боролся с системой, он лишь мечтал быть тем художником, каким его создала природа и каким он сам себя осознавал. Увернуться от своего призвания ради карьерных выгод он не смог и не захотел. Вот, собственно, и все либретто этой выставки. Остальное надо увидеть собственными глазами.

Новости и материалы
На Западе рассказали о плане Зеленского до инаугурации Трампа
Путин рассказал о планах реконструировать 75 аэропортов по всей стране
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о масштабах строительства и ремонта автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Все новости