Не всякое классическое произведение искусства достойно оказаться на страницах Facebook: картина «Происхождение мира» французского художника XIX века Гюстава Курбе оказалась не просто под запретом, а привела к удалению страничек двух пользователей из этой социальной сети. Сначала наказанию подвергся датчанин Фроде Стейнеке, который с её помощью проиллюстрировал некоторые шоу на датском телевидении; для восстановления своего профиля ему пришлось пойти навстречу администрации и удалить спорную картинку. Но действия конфликтной комиссии не остались незамеченными – разумеется, во Франции.
Писатель Люк Вутер объявил о поддержке права датчанина публиковать всё что угодно из французского культурного наследия, а затем сменил картину в своем собственном профиле на Facebook на «Происхождение мира». Разумеется, спустя 24 часа его профиль был удален, после чего он призвал всех, кто поддерживает запрет на глупую цензуру, последовать его примеру, и распространить картину Курбе как можно шире, чтобы Марк Цукерберг везде натыкался на этот шедевр. Кроме того, он назвал запрет на размещение картины «покушением на свободу слова» и пообещал привлечь внимание французского министерства культуры к этой проблеме.
Проблема, собственно, несколько шире, чем одна картина Курбе, тем более что художник весьма любил обнаженную натуру и рисовал её довольно часто, заодно привнеся в живопись реализм, как, например, на картине «Женщина в волнах» (на фото). «Происхождение мира», кстати, спокойно висит в парижском музее д'Орсе и доступна для лицезрения в любом каталоге художника и на многочисленных страницах в интернете.
Впрочем, политика социальной сети в отношении наготы весьма неоднозначна и, видимо, иногда подлежит расширенному толкованию. Не так давно, к примеру, со страницы нью-йоркской Академии художеств были удалены некоторые работы известных художников, содержащие ню, что вызвало возмущение Академии и культурной прессы США. «Каждый день наши сотрудники просматривают тысячи изображений, и иногда мы делаем ошибки», — признали тогда представители Facebook в прессе, призвав художников всё-таки размещать свои работы у них.