Не в силах смириться с наступающей на пятки старостью, Алфи (Энтони Хопкинс) записывается в фитнес-клуб, отбеливает зубы, разводится с пожилой супругой Хеленой (Джемма Джонс) и женится на фактурной молодой блондинке с сомнительным прошлым (Люси Панч). Хелена с горя обращается к гадалке, которая тут же обещает женщине встречу с высоким таинственным незнакомцем. В это время дочь Хелены и Алфи Салли (Наоми Уотс) с собачьей тоской смотрит на ухоженного начальника (Антонио Бандерас), а ее муж, второсортный писатель Рой (Джош Бролин), в ожидании ответа от издательства подглядывает в окно за красоткой в красном (Фрида Пинто).
Среди трех других лондонских фильмов Вуди Аллена — «Матч-поинта», «Сенсации» и «Мечты Кассандры» — «Ты встретишь таинственного незнакомца» стоит особняком. Он больше напоминает старые нью-йоркские трагикомедии Аллена: с той только разницей, что вместо американских невротиков здесь маются невротики английские, а взгляд режиссера с годами ожесточился. Аллен, кажется, не питает ни капли сочувствия к этим изъеденным страстями очерствевшим скоплениям комплексов — только брезгливость, а потому давит героев, как тараканов, и коварно подталкивает к пропасти. Режиссерскую симпатию в «Незнакомце» вызывают разве что блаженные эзотерики — носители слепой, иррациональной веры.
Да, пусть они карикатурные идиоты, но хорошо смеется тот, кто смеется последний, — Аллен отлично понимает, что у них, в отличие от умников, имеются реальные шансы обрести счастье.
«Незнакомец» вышел настолько типично алленовским фильмом, что американская пресса лишь пожала плечами — мол, такое кино Аллен мог снять и во сне, не приходя в сознание. «Эта работа — дело привычки, а не вдохновения», — написала The Bostone Globe. После «Незнакомца» об Аллене и вправду трудно сказать что-то новое, но это скорее проблема не режиссера, а критиков. Для них «Ты встретишь таинственного незнакомца» — настоящая заноза. Ведь, кроме прочего, режиссер сознательно искоренил пространство для трактовок. Словно усталый учитель, перед которым сидят остолопы и двоечники, он разжевывает мысль и проговаривает суть прямым текстом — для верности несколько раз.
Аллен начинает и заканчивает повествование слегка отредактированной цитатой из «Макбета» «В жизни много слов и страсти, нет лишь смысла»
и дважды — от лица героини Уотс и лично — из-за кадра — повторяет, что иллюзии порою действуют эффективнее лекарств.
На «Незнакомце» Аллен в очередной раз шлифует любимые приемы: всегда умевший просто говорить о серьезном, для беседы об экзистенциальных безднах Аллен берет вызывающе легкомысленный тон. Режиссер не упустит случая язвительно намекнуть, что единственный таинственный незнакомец, которого светит встретить Хелене, — старик с косой — и, кстати, это касается каждого из нас. Остроумие Аллена очевидно и на уровне кастинга: он находит для актеров точное, но далеко не самое тривиальное применение. Мачо Бандерас у него превращается в рафинированного галериста, великий Хопкинс — в замученного виагрой жалкого старичка, а Бролин, недавно сыгравший у Стоуна Джорджа Буша и с подачи Коэнов ставший лицом нео-вестерна, отлично смотрится в роли гораздо менее эпической — мелкого завистливого горе-литератора.
Режиссер говорит, что для него съемки фильма — способ отвлечься, не думать о грядущей встрече с «незнакомцем» и не скатываться в спасительный маразм героя Энтони Хопкинса. Нам же остается только благодарить судьбу за то, что Аллен выбрал для себя именно такой метод терапии.