Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кризис вне жанра

На Берлинале показали «Margin Call» с Кевином Спейси

На Берлинском кинофестивале прошла премьера фильма «Margin Call» с Кевином Спейси и Джереми Айронсом, в котором американское независимое кино впервые адекватно осмыслило мировой финансовый кризис.

Есть такой штамп, мол, Голливуд питает народ фантазиями. В качестве противовеса существует американское независимое кино, готовое осмыслить любое явление окружающей реальности. Правда не сразу. Волна фильмов об Ираке поднялась года четыре назад – и постепенно докатилась до «Оскара», врученного «Повелителю бури». Теперь дошло до фильмов о глобальном экономическом кризисе. Первыми были документалисты, а первым из первых (кто бы сомневался!) Майкл Мур с памфлетом «Капитализм». За ним явился Чарльз Фергюсон с более взвешенным киноисследованием «Внутреннее дело» (ныне в «оскаровском» списке). Кто раньше всех отреагирует из представителей игрового кино, тоже было несложно догадаться — Оливер Стоун со второй частью «Уолл-стрит».

Наконец, теперь в Берлине показали первый хороший – и в лучшем смысле слова художественный – фильм о финансовом кризисе. Дождались.

Режиссер – дебютант Джей Си Чендор, называется кино «Margin call». Не трудитесь переводить и трактовать: по-русски это так и звучит — «Марджин-колл», поскольку речь идет о специфическом биржевом термине, абсолютно понятном каждому трейдеру и загадочном для всех остальных. Не на название пойдут люди, а на список фамилий: Стэнли Туччи, Пол Беттани, Деми Мур, Кевин Спейси, Джереми Айронс. Принято считать, что звездный набор актеров призван компенсировать скучный материал, но в данном случае все иначе. Звезды тут – переводчики непонятных понятий (вроде пресловутого «марджин-колла») на нормальный язык. Язык мимики и жеста, язык простых эмоций.

Даже язык этих самых штампов – тут тоже стыдиться нечего: набору индивидуальных штампов Кевина Спейси не грех и позавидовать.

«Margin call» — зрелище вне жанра, но при этом даже не классическое, а какое-то классицистическое: время – 24 часа, место – небоскреб, в котором заседает одна из крупнейших финансовых корпораций, действие – постепенное осознание сотрудниками корпорации того факта, что завтра утром начнется конец света. В семь вечера они уходят с рабочих мест, будучи уверенными, что других королей в этом мире нет; утром проснутся нищими и безработными – или профессиональными мошенниками, распродающими клиентам компанию, которая только что обратилась в прах. Запускает цепную реакцию самый бесправный из всех – только что уволенный по сокращению штатов аналитик (Туччи). Затем в дело вступает его бывший подопечный (Закари Куинто – звезда недавнего «Звездного пути» и сопродюсер фильма), завершающий работу экс-босса и понимающий, что грозит компании. Далее на сцене появляются один за другим начальники, от наиболее человечного (Спейси) до самого царственного и циничного (Айронс).

Конфликта в обычном киношном смысле нет вовсе: все плывут в одной лодке, а та вдруг начала тонуть.

Доходчиво объяснить, с чего начался кризис, невозможно, по меньшей мере художественным фильмом. Чендор решает задачу более простую и притом более благородную — пытается понять, каковы последствия кризиса не для кармана, а (как бы глупо это ни звучало) для души. Нет, «Margin call» отнюдь не разоблачение бессердечных капиталистов, а первая со времен Теодора Драйзера попытка вглядеться в их души и вслушаться в то, что шумит в их головах. Понять, что чувствует человек, заработавший в прошлом году три миллиона долларов и все потративший. И что он ощущает, осознав, что больше таких денег не будет. Никогда.

Пожалуй, поэтому перед нами фильм не о финансовом кризисе, а о (простите) глобальном кризисе системы ценностей.

Любопытно, конечно, наблюдать рядом, в одном фестивальном конкурсе, подобную картину и «В субботу» Миндадзе. Ведь о том же самом кино: первый день Апокалипсиса, к которому никто не готов. Только у русских решаются вопросы жизни и смерти, а у американцев – большей или меньшей прибыли. Все фигуранты картины, реальные или вымышленные, даже став безработными, по-прежнему живы-здоровы: у каждого дом, автомобиль, счет в банке. Впрочем, драматизма ситуации это не отменяет. В финале «Margin call» персонаж Кевина Спейси хоронит умершую собаку, и маленькая индивидуальная трагедия уместно рифмуется с фундаментальной катастрофой. И титры идут не под музыку, как мы все привыкли, а под звуки лопаты, роющей могилу посреди образцового сада вчерашнего миллионера.

Новости и материалы
Президент Панамы оценил идею вернуть канал в собственность США
В Пулково пассажиров массово высаживают из самолетов
Большой театр анонсировал Новогодний гала-концерт
Пушков прокомментировал борьбу Трампа с «трансгендерным лунатизмом»
Орбитальные взрывы помогли ученым раскрыть секрет северных сияний
Орбан заявил, что ситуация вокруг конфликта на Украине изменилась
Российская компания попросила перенести сроки поставок дронов по госзаказу
Израиль сообщил о ликвидации участника движения ХАМАС в гуманитарной зоне
В Тульской области мужчина попытался поджечь отдел полиции
Встречу Путина и Фицо сочли наказанием для Украины
На Западе признали превосходство России над НАТО
В Петербурге шесть человек пострадали в ДТП у пешеходного переход
Появились кадры с места массового ДТП на юге Москвы
Экс-футболист ЦСКА: уровень мастерства в России падает
Маск возмутился расходами США на оборону Европы
Американский офицер резко осудил возможное снижение мобилизационного возраста на Украине
Отряд бывших солдат ВСУ посетили иностранные журналисты
Над Брянской областью сбили еще один беспилотник
Все новости