В существовании цифрового искусства вряд ли кто сомневается. Как же ему не быть при нынешнем-то засилье электронных гаджетов и девайсов? Раз имеются доступные технологии, значит и художники должны были припасть к этим ресурсам. Но вот сказать о себе с уверенностью: «Да, я хорошо знаком с дигитальным творчеством и считаю его полноценным искусством», — решится далеко не каждый. А все потому, что критерии толком не известны. Допустим, кто-то из блогеров выложил у себя доморощенную анимацию или затеял некий виртуальный флешмоб. Считать ли подобные инициативы сразу же выдающимися произведениями или немного подождать? Или взять еще рекламу в сети: с одной стороны, бывают весьма занятные ходы, с другой – ну что за искусство может возникнуть в рекламном ролике?
Короче, все мы так или иначе сталкивались с дигитальными произведениями, но мало кто понимает, каким образом их классифицировать. И уж тем более – как выстраивать иерархию ценностей.
Окончательного ответа на подобные вопросы не даст никто. Но отдельные художники и кураторы готовы предложить свои версии. Одна из них и представлена сейчас в «Гараже». Луиз Шеннон, сотрудница лондонского Музея Виктории и Альберта, взялась за проект «Decode» не в последнюю очередь для того, чтобы обозначить приоритеты. Грубо говоря, те экспонаты, что попали на выставку, – они и есть образцы настоящего цифрового искусства. Могут быть, разумеется, и другие варианты отношения к предмету: на идейную монополию никто не претендует. Но сомнений в качестве именно этого репертуара оставаться не должно. Порукой тому и авторитет устроителей, и звучность некоторых имен, и продвинутость используемых технологий.
Кстати, «Decode» уже показывали недавно в Лондоне и Пекине. Жалоб от тамошних посетителей вроде не поступало.
Да и с чего жаловаться, если в целом занятно? Едва ли выставка перепашет до самых недр чье-либо сознание, в привлекательности ей не откажешь. Некоторые из 26 здешних произведений можно даже отнести к разряду интерактивных аттракционов. Публика это любит, причем всякая публика – хоть интеллектуальная, хоть попроще. Ну и дети обычно в восторге. Для семейного просмотра (вернее, сотворчества) рекомендуем, в частности, «Оазис» южнокорейского дуэта Everyware. Проскребаешь руками окошко в слое черного песка, насыпанного поверх горизонтального экрана, – а там обнаруживаются стайки забавных существ. То ли сверхмелкие рыбешки, то ли сверхкрупные амебы – словом, какая-то форма жизни. Приятно почувствовать себя ее первооткрывателем.
Еще детям (взрослым тоже, конечно) должен понравиться проект «Видеосетка» британца Росса Филлипса.
В этом проекте такая драматургия: становишься перед камерой, сенсорно ее активируешь, – и твой видеопортрет немедленно возникает на полиэкране наряду с другими счастливчиками. Со временем твою физиономию, ясное дело, вытеснят последующие мини-клипы, но пятнадцать минут локальной славы гарантированы... Авторы из колоды, собранной Луиз Шеннон, вообще склонны к заигрыванию с посетителями. Эксплуатируется извечный закон природы: человек может любопытствовать насчет чего угодно и кого угодно, но сам себе он интересен в первую очередь. Посему неизменной популярностью в экспозиции пользуются (проверено на журналистах в день вернисажа) такие опусы, как «Венецианское зеркало» итальянского арт-коллектива Fabrica или «Снежное зеркало» Даниэля Розина. Эти интерактивные видеоинсталляции тоже посвящены зрительскому нарциссизму.
Проявить себя более опосредованно, но не менее творчески можно во время контакта с произведением «Одуванчик» датской студии Yoke: дуешь на экран из фена – и виртуальный цветок пускает парашютики вплоть до окончательного своего облысения. Другие же цветы, напротив, активно произрастают – но уже без вмешательства извне – в компьютерной анимации Дэниела Брауна (нет, он не автор «Кода да Винчи»). И уж совсем автономно колышется настенная проекция дерева, бросающего световые листья под ноги проходящим. Нетрудно сообразить, что сие меланхолическое произведение голландца Симона Хейденса так и зовется – «Дерево».
Так мы постепенно подобрались к проектам, которые не требуют нашего прямого соавторства.
Грустно, но что поделать: остаются еще авторы, коим безразлично стремление аудитории размахивать конечностями и строить гримасы перед видеокамерой. Зато такие авторы нередко бывают озабочены глобальными процессами. Скажем, американские программисты и художники Сеп Камвар и Джонатан Харрис (люди явно упертые) аж с 2005 года по сей день заняты «анализом и интерпретацией данных из блогов по всему миру». Говоря конкретнее, они в режиме реального времени фиксируют фразы со словами «чувство» или «чувствовать». Все это отображается на пульсирующей диаграмме. Проект почему-то называется «Мы чувствуем себя хорошо», хотя слово «хорошо» в заявке отсутствует. Можно ведь и плохо себя чувствовать, даже отвратительно, – но это так, заметка на полях. Зато в шестиканальной видеоинсталляции «Долгий поцелуй» знаменитого Рафаэля Лосано-Хеммера, некогда мексиканца, персонажи почти наверняка ощущают себя на вершине блаженства. То есть хотелось бы так думать.
Целуются все и единовременно, количество вовлеченных в процесс измеряется сотнями: тут и геи, и лесбиянки, и даже гетеросексуалы. Любовь побеждает смерть: штука посильнее «Фауста» Гете.
А еще бывают художники, занятые кинетическим дизайном на грани аутизма. Образцы такого искусства в «Гараже» тоже представлены. Абстрактные формы на мониторах вьются, мутируют, наползают друг на друга или друг в друге растворяются. С одной стороны – почти философия и уж точно медитация, с другой же – чем не экранные заставки для юзеров, отошедших из офиса пообедать?.. В общем, двоякое впечатление остается от выставки. Зачет можно поставить многим авторам – в смысле, молодцы, неплохо придумали и технично реализовали. А вот касательно истинного искусства... Впрочем, не берите в голову. Что зрителю приглянулось прямо здесь и сейчас, то и гениально. Чем не критерий?