Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дигитальная озабоченность

В ЦСК «Гараж» открылась выставка «Decode»

В «Гараже» открылась выставка «Decode: прикосновение к цифровому искусству». Под руководством куратора Луиз Шеннон художники Даниэль Розин, Симон Хейденс, Everyware, Рафаэль Лосано-Хэммер и другие доказывают состоятельность и преимущества цифрового искусства, заставляя публику корчить рожи, махать руками и смотреть на целующихся геев.

В существовании цифрового искусства вряд ли кто сомневается. Как же ему не быть при нынешнем-то засилье электронных гаджетов и девайсов? Раз имеются доступные технологии, значит и художники должны были припасть к этим ресурсам. Но вот сказать о себе с уверенностью: «Да, я хорошо знаком с дигитальным творчеством и считаю его полноценным искусством», — решится далеко не каждый. А все потому, что критерии толком не известны. Допустим, кто-то из блогеров выложил у себя доморощенную анимацию или затеял некий виртуальный флешмоб. Считать ли подобные инициативы сразу же выдающимися произведениями или немного подождать? Или взять еще рекламу в сети: с одной стороны, бывают весьма занятные ходы, с другой – ну что за искусство может возникнуть в рекламном ролике?

Короче, все мы так или иначе сталкивались с дигитальными произведениями, но мало кто понимает, каким образом их классифицировать. И уж тем более – как выстраивать иерархию ценностей.

Окончательного ответа на подобные вопросы не даст никто. Но отдельные художники и кураторы готовы предложить свои версии. Одна из них и представлена сейчас в «Гараже». Луиз Шеннон, сотрудница лондонского Музея Виктории и Альберта, взялась за проект «Decode» не в последнюю очередь для того, чтобы обозначить приоритеты. Грубо говоря, те экспонаты, что попали на выставку, – они и есть образцы настоящего цифрового искусства. Могут быть, разумеется, и другие варианты отношения к предмету: на идейную монополию никто не претендует. Но сомнений в качестве именно этого репертуара оставаться не должно. Порукой тому и авторитет устроителей, и звучность некоторых имен, и продвинутость используемых технологий.

Кстати, «Decode» уже показывали недавно в Лондоне и Пекине. Жалоб от тамошних посетителей вроде не поступало.

Да и с чего жаловаться, если в целом занятно? Едва ли выставка перепашет до самых недр чье-либо сознание, в привлекательности ей не откажешь. Некоторые из 26 здешних произведений можно даже отнести к разряду интерактивных аттракционов. Публика это любит, причем всякая публика – хоть интеллектуальная, хоть попроще. Ну и дети обычно в восторге. Для семейного просмотра (вернее, сотворчества) рекомендуем, в частности, «Оазис» южнокорейского дуэта Everyware. Проскребаешь руками окошко в слое черного песка, насыпанного поверх горизонтального экрана, – а там обнаруживаются стайки забавных существ. То ли сверхмелкие рыбешки, то ли сверхкрупные амебы – словом, какая-то форма жизни. Приятно почувствовать себя ее первооткрывателем.

Еще детям (взрослым тоже, конечно) должен понравиться проект «Видеосетка» британца Росса Филлипса.

В этом проекте такая драматургия: становишься перед камерой, сенсорно ее активируешь, – и твой видеопортрет немедленно возникает на полиэкране наряду с другими счастливчиками. Со временем твою физиономию, ясное дело, вытеснят последующие мини-клипы, но пятнадцать минут локальной славы гарантированы... Авторы из колоды, собранной Луиз Шеннон, вообще склонны к заигрыванию с посетителями. Эксплуатируется извечный закон природы: человек может любопытствовать насчет чего угодно и кого угодно, но сам себе он интересен в первую очередь. Посему неизменной популярностью в экспозиции пользуются (проверено на журналистах в день вернисажа) такие опусы, как «Венецианское зеркало» итальянского арт-коллектива Fabrica или «Снежное зеркало» Даниэля Розина. Эти интерактивные видеоинсталляции тоже посвящены зрительскому нарциссизму.

Проявить себя более опосредованно, но не менее творчески можно во время контакта с произведением «Одуванчик» датской студии Yoke: дуешь на экран из фена – и виртуальный цветок пускает парашютики вплоть до окончательного своего облысения. Другие же цветы, напротив, активно произрастают – но уже без вмешательства извне – в компьютерной анимации Дэниела Брауна (нет, он не автор «Кода да Винчи»). И уж совсем автономно колышется настенная проекция дерева, бросающего световые листья под ноги проходящим. Нетрудно сообразить, что сие меланхолическое произведение голландца Симона Хейденса так и зовется – «Дерево».

Так мы постепенно подобрались к проектам, которые не требуют нашего прямого соавторства.

Грустно, но что поделать: остаются еще авторы, коим безразлично стремление аудитории размахивать конечностями и строить гримасы перед видеокамерой. Зато такие авторы нередко бывают озабочены глобальными процессами. Скажем, американские программисты и художники Сеп Камвар и Джонатан Харрис (люди явно упертые) аж с 2005 года по сей день заняты «анализом и интерпретацией данных из блогов по всему миру». Говоря конкретнее, они в режиме реального времени фиксируют фразы со словами «чувство» или «чувствовать». Все это отображается на пульсирующей диаграмме. Проект почему-то называется «Мы чувствуем себя хорошо», хотя слово «хорошо» в заявке отсутствует. Можно ведь и плохо себя чувствовать, даже отвратительно, – но это так, заметка на полях. Зато в шестиканальной видеоинсталляции «Долгий поцелуй» знаменитого Рафаэля Лосано-Хеммера, некогда мексиканца, персонажи почти наверняка ощущают себя на вершине блаженства. То есть хотелось бы так думать.

Целуются все и единовременно, количество вовлеченных в процесс измеряется сотнями: тут и геи, и лесбиянки, и даже гетеросексуалы. Любовь побеждает смерть: штука посильнее «Фауста» Гете.

А еще бывают художники, занятые кинетическим дизайном на грани аутизма. Образцы такого искусства в «Гараже» тоже представлены. Абстрактные формы на мониторах вьются, мутируют, наползают друг на друга или друг в друге растворяются. С одной стороны – почти философия и уж точно медитация, с другой же – чем не экранные заставки для юзеров, отошедших из офиса пообедать?.. В общем, двоякое впечатление остается от выставки. Зачет можно поставить многим авторам – в смысле, молодцы, неплохо придумали и технично реализовали. А вот касательно истинного искусства... Впрочем, не берите в голову. Что зрителю приглянулось прямо здесь и сейчас, то и гениально. Чем не критерий?

Новости и материалы
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Ученые определили жизненные приоритеты российских пенсионеров
Российский фильм получил три награды на кинофестивале в Каире
Пентагон заключил контракты на более $1,3 млрд
Медведев прокомментировал ордер МУС, выданный на арест Нетаньяху
Все новости