Как это бывает с супергероями, все началось с трагической кончины отца. Джеймс Рид скоропостижно скончался от укуса пчелы и оставил свою медиаимперию сыну — великовозрастному увальню Бритту (Сет Роген). Юноша, не державший с роду в руках ничего тяжелее бутылки виски, пригорюнился, но был тотчас выведен из ступора чашкой лучшего в мире кофе — произведения отцовского водителя Като (Джей Чоу), который оказался не только кофеваром, но и вообще техническим гением. Выпив за знакомство и не избежав столкновения с гопниками, новые друзья решают стать супергероями — Зеленым Шершнем и его китайским помощником, а славу стяжать посредством публикаций в подконтрольной газете.
Ну а первая же публикация о неуклюжих подвигах Шершня окончательно свела с ума рефлексирующего мафиози Чудновски (Кристоф Вальц) — ведь должен быть в каждой такой истории суперзлодей.
Тот факт, что после надругавшейся над студийным кино «Перемотки» ее автору Мишелю Гондри доверили большой голливудский проект, уже выглядит чем-то вроде испытания, попытки включить независимого кукольника в студийный конвейер. Чем бы закончилось это искушение — неизвестно, но Гондри спас тот факт, что уже сам сюжет ему достался в изрядно «перемотанном» виде.
Дело в том, что «Зеленый Шершень» в мире комиксов — это в общем почти то же самое, что Гондри в Голливуде: назойливый внеплановый ребенок, которого жалко выбросить, но и терпеть невозможно. Первые радиопередачи о человеке в зеленой маске датируются 30-ми годами прошлого века, а дебют на экране — началом 1940-х. Шершень никак не мог определиться с тем, кто он: не вписывался ни в один из известных канонов, постоянно менял характер и жанр, из детектива он легко прыгал в шизофренический триллер с мистикой и инопланетянами и был в итоге принят за бета-версию Бэтмена. Главного героя на какое-то время оттеснил Като, в роли которого в 1960-х дебютировал китаец Брюс Ли. Впрочем, с этим персонажем киноиндустрия тоже быстро расправилась: Блейк Эдвардс сделал азиатского каратиста помощником инспектора Клузо из «Розовой пантеры», начисто лишив флера таинственности.
Вот в таком разобранном, перемолотом состоянии вселенная Шершня и досталась Гондри.
Первым делом режиссер при поддержке написавшего сценарий Сета Рогена перевел весь этот балаган в максимально органичный для него жанр — комедию со взрывами и шутками про яйца, резонно рассудив, что герой по кличке Зеленый Шершень — это прежде всего смешно.
Автор лучших клипов Бьорк не столько разрушил пресловутый супергеройский канон — он просто, кажется, его не заметил, забыл, что это такое, а может быть, и не знал никогда. В конце концов, во Франции, где под словом «комикс» понимают «Приключения Тэнтэна» или экранизированную недавно «Адель де Блан-Сек», не обязаны с пиететом относиться к Супермену.
Бритт Рид Рогена стал не раздираемым противоречиями Зеленым Рыцарем Лос-Анджелеса, а одутловатым инфантилом вроде вудхаузовского Вустера (благо на Като отутюженный костюм Дживса сидит как влитой). Маска, шляпа и выдвижные пулеметы для него то, чем они и являются на самом деле, — новые игрушки взамен разбитой видеоприставки. Рид не преследует высоких целей — зачем они нужны, когда прокатиться по трассе под орущую из колонок «Gangster's Paradise» — это и так дико круто.
Да и если разобраться, то в этом и заключается самая соблазнительная часть супергеройской жизни, а головокружительные погони, схватки с преступниками и рейды по нарколабораториям — лишь небольшая плата за стыдные удовольствия.
Таким образом «Зеленый Шершень» из еще одного кинокомикса превратился в высокобюджетную войнушку мирков. Соблюдя все формальности в смысле количества взрывов и динамики (здесь есть летающий экскаватор, погоня на разрезанной машине, эффектно оформленные рапиды и один виртуозный флешбэк), Гондри избежал и болотистого драйва нолановского Бэтмена, и трагикомизма «Пипца», и пафоса «Хранителей». Пришлось избавиться, впрочем, и от обычных для режиссера целлофановых рек с картонными берегами, но осталось главное — ощущение того, что в нынешнем мире игра (и вообще все, что понарошку) осталась единственным действительно благородным, обаятельным и безобидным, в общем-то, делом. Ну а если у всего этого и должна быть какая-то мораль, то извольте: казаки-разбойники, в которых два часа играют Сет Роген, Джей Чоу и Кристоф Вальц, честное слово, лучше чем что-либо способствуют взрослению и возмужанию.