Английский композитор, пятикратный обладатель премии «Оскар» Джон Барри скончался сегодня утром от сердечного приступа в возрасте 77 лет.
Барри родился в 1933 году в семье кинематографистов. Он обучался музыке как классический пианист и трубач, но первые его музыкальные выступления состоялись только в армии; там же он увлекся композицией и аранжировкой. Образование в этой области Барри получил, обучаясь заочно у известного джазового композитора Билла Руссо. Он начал работать в качестве аранжировщика для других музыкантов, создал собственную компанию The John Barry Seven, которая в начале 60-х создавала музыку для телевидения. На те же годы пришлись и его недолгая карьера на звукозаписывающей компании EMI, и дебют в качестве композитора киномузыки:
написанная им музыка для фильма «Девушка ритма» 1960 года стала первым английским саундтреком, выпущенным на отдельной пластинке.
Решающим моментом в карьере Барри стало приглашение к участию в фильме «Доктор Но». У продюсеров к тому времени уже имелся договор с другим композитором — Монти Норманном, но предложенная им музыка заказчиков не удовлетворяла. До сих пор доподлинно неизвестно, написал ли Барри знаменитую музыкальную тему Джеймса Бонда сам или лишь сделал талантливую аранжировку мелодии, придуманной предшественником. Норманн всю жизнь утверждал, что автором был именно он; его же фамилия значится и в титрах картины, но это объясняется обязательствами продюсеров. Барри большую часть жизни отмалчивался по поводу истории с авторством:
славу и место в ряду лучших кинокомпозиторов он заслужил множеством других работ; впрочем однажды ему все же пришлось рассказать свою версию.
Это случилось много позже создания «Доктора Но» — в 1997 году, во время судебного слушания в Верховном суде по иску, который Норманн подал против газеты The Sunday Times, в очередной раз приписавшей авторство не ему. Под присягой Барри, выступавший в качестве свидетеля, сообщил, что работал с партитурой авторства Норманна, что написал дополнительную музыку к фильму и сделал аранжировку знаменитой темы. Суд присудил победу Норманну. Впрочем, исследователей бондианы эти показания не убедили, и сейчас они сходятся во мнении, что создателем мелодии стоит признать именно Барри.
Барри пригласили делать музыку и ко второму фильму о супершпионе — «Из России с любовью», а всего он участвовал в 11 картинах, постепенно модернизируя знаменитую мелодию. При создании саундтрека к серии «На секретной службе ее величества», например, Барри, помимо ставших его визитной карточкой струнных и духовых, использовал актуальные синтезаторы.
Впрочем, ограничивать достижения композитора одной лишь темой Бонда, разумеется, не стоит, тем более что именно он сделал саундтрек самостоятельным жанром.
Так, в звуковой дорожке к «Полуночному ковбою» Джона Шлезингера Барри впервые активно использовал поп-песни, сделав возможным выпуск саундтрека в качестве самостоятельного музыкального альбома.
Заслуги Барри, несмотря на долгие тяжбы вокруг его самого известного произведения, были оценены по достоинству в обоих мирах, к которым он принадлежал, – в кино и музыке. Первые два «Оскара» он получил в 1967 году за фильм «Рожденная свободной» — сразу и за музыку ко всему фильму, и за заглавную песню. В следующем году ему снова досталась премия киноакадемии за музыку к картине «Лев зимой», — одна из трех, выигранных фильмом, в котором снимались Питер О'Тул, Кэтрин Хепберн, Энтони Хопкинс и Тимоти Далтон. Следующей награды от американских академиков Барри ждал почти 20 лет: он получил премию за музыку к «Из Африки» Сидни Поллака.
Пятая статуэтка досталась ему в 1991 году за «Танцы с волками» Кевина Костнера.
Разумеется, помимо этих наград, Джон Барри стал обладателем множества других призов: он получал премии BAFTA, «Эмми» и, наконец, на его счету несколько «музыкальных оскаров» — премий «Грэмми», одна из которых была им получена за работу над «Полуночным ковбоем». А, номинаций, конечно, набиралось гораздо больше.
Одним из первых на известие о смерти Барри откликнулся его преемник на посту «композитора Бонда» Дэвид Арнольд. «Я очень опечален этими новостями. Спасибо, спасибо ему за то, что он сделал для музыки и для меня лично».