Про шпионов мы сегодня вспоминаем редко. Не до них как-то. Хотя время от времени в новостях и проскальзывают сюжеты на эту тему, однако нельзя сказать, будто они принимаются уж очень близко к сердцу. Даже нашумевшая история с провалом нашей американской агентуры вылилась в итоге в обсуждение того, действительно ли Анна Чапман похожа на роковую красотку или это померещилось. Соответственно и происки иностранных разведок на территории РФ беспокоят нас в весьма малой степени. Если быть до конца честным, то и вовсе не беспокоят. Одним секретом больше, одним меньше – какая разница? Да и вообще нет уверенности, что пойманные и показанные по телевизору персонажи являются настоящими шпионами. Не исключено, что наша контрразведка просто повышает показатели своей эффективности, хватая кого ни попадя. В любом случае вникать в подробности неинтересно.
А ведь были времена, когда шпионские страсти кипели у нас не на шутку. Вся страна воспринималась в качестве большого засекреченного объекта, куда так и норовили проникнуть спецслужбы из вражеского окружения.
Моральным долгом всякого гражданина, включая стариков и младенцев, было оказание содействия компетентным органам в деле разоблачения заграничных лазутчиков. Собственно, об этих славных временах и должна напомнить выставка в «Проуне». В самом ее заглавии содержится отсылка к популярной песенке, в которой компания ребятишек, найдя на дороге «коричневую пуговку» с нерусскими буквами, известила о находке пограничников, тем самым поспособствовав поимке врага.
Надо заметить, что детский аспект затронутой темы вообще оказался для проекта главным.
Например, красной нитью по всей выставке проходят гуашевые рисунки к диафильму «Судьба барабанщика», равно как и фотографии 1950-х годов, запечатлевшие режимно-патриотические будни пионерского лагеря той поры. В этой связи совершенно не удивляют экспонированные артефакты вроде горна, барабана, красного галстука и гипсовой скульптуры «Пионер с горном». Совершенно очевидно, что куратор Марина Лошак подошла к вопросу именно с позиций отроческой романтики, каковая в остаточной форме живет в сердце каждого «рожденного в СССР» и поныне. Но ирония здесь, разумеется, уже взрослая. Кульминации она достигает в видеосюжете под названием «Шпионы как мы-2», где заглавные роли исполнили важные чиновники от культуры – Михаил Швыдкой, Павел Хорошилов, Иосиф Бакштейн. Уловить, в чем именно состоит сценарная интрига, удается не вполне, однако пародийная сущность этого клипа воспринимается с ходу.
Более эстетски и даже ностальгически был настроен художник Андрей Волков, взявшийся за фотопроект на шпионскую тему.
Облачившись в белый костюм и того же цвета шляпу, он отправился на пленэр, чтобы запечатлеть самого себя в роли агента неизвестной, но наверняка враждебной спецслужбы.
Идиллические пейзажи лишь подчеркивают потенциальную гнусность замыслов. Впрочем, никаких конкретных злодейств в формате этого фотокомикса так и не случается. Скорее автора занимает сама атмосфера саспенса и стилистика съемки. Это же можно сказать и о выставке в целом. Несмотря на наличие реквизита вроде миниатюрных фотоаппаратов или пограничной формы образца 1930-х годов, речь тут все-таки о шпионаже как таковом не идет. Это лишь ироническая баллада о том, как наши родители и деды верили в «военную тайну» и мечтали оказаться в нужное время на боевом посту, чтобы не дать противнику завладеть секретами. С чего вдруг это настроение воскресло сегодня, догадаться нетрудно. Но, если догадаетесь, никому не рассказывайте. Враг не дремлет.