Рыцари Бемен (Николас Кейдж) и Фелсон (Рон Перлман) много лет огнем и мечом защищали святую церковь в Крестовых походах, а наградой им были полные кубки и благодарные женщины. Однажды, вломившись в очередную крепость, Бемен в дыму схватки случайно проткнул мечом одну из жительниц осажденной крепости и усомнился в верности избранного пути. Услышав от командования дежурные слова о богоугодности невинных жертв, он покинул войско, а Фелсон последовал за ним: крестоносцы своих в беде не бросают. Вернувшись в Европу, герои скоро попали в руки ненавистной церкви и недолго бы им топтать грешную землю, но церковники предлагают в обмен на свободу решить одну проблему. Дело в том, что Марбург, где рыцарей взяли под стражу, как и вся остальная Европа, опустошен чумой. В эпидемии винят молодую лохматую ведунью, которую надо доставить на суд в горное аббатство.
Двое рыцарей и пара монахов-бенедиктинцев – идеальный эскорт для перевозной клетки с заключенной, и, если дело увенчается успехом, про их дезертирство забудут.
Появившийся больше года назад трейлер «Времени ведьм» родил у каждого посмотревшего ряд недоуменных вопросов, главный из которых – неужели такие фильмы еще выходят в широкий прокат. Присутствие Рона Перлмана обещало анекдот в духе «Хеллбой меняет профессию», а уж про списанного со счетов за печальные глаза племянника Копполы и слышать никто не хотел. Однако за прошедший год Кейдж восстал из пепла, снялся в блестящем «Пипце» и просто очень хорошем «Ученике чародея», объяснив, что на пенсию ему пока рановато. Теперь «Время ведьм» кажется не столь нелепым, сколь несвоевременным казусом, поскольку уже пролог фильма с кувыркающимися с моста повешенными ведьмами подтверждает соображение, что картина лучше бы смотрелась «сразу-на-dvd».
Это первое впечатление не то чтобы обманчиво, но запросто может испортить все удовольствие, которое картина, безусловно, способна доставить.
На первой же батальной сцене, снятой с высоты птичьего полета, становится ясно, что режиссер Доминик Сена («Пароль «Рыба-меч»») и его команда подошли к вышедшему из моды жанру исторического фэнтези-триллера с подобающим тщанием и обязательным для рыцарских историй азартом. В отсутствие оригинальных идей, режиссер любовно переснял все любимые в народе пеплумы и эпики, до которых смог дотянуться. За полтора часа зритель побывает в пылу сражения «Царства небесного», вновь возьмет штурмом крепость из бессоновской «Жанны Д'Арк» и прогуляется по мглистому лесу «Гладиатора», в котором снег так похож на пепел. В конце концов Николас Кейдж, однажды для достоверности съевший перед камерой живого таракана, специально для «Времени ведьм» обучился верховой езде – уже ради исполнения этой актерской мечты фильму стоило состояться. Общая же атмосфера вымершего по режиссерской воле мира пробуждает в памяти и вовсе какие-то давно забытые хиты видеосалонов вроде «Киборга» с молодым Жан-Клодом ван Даммом, в котором речь тоже шла, в общем, о новом Средневековье. Такое количество цитат, конечно, позволительно скорее видеоигре, чем потенциальному блокбастеру, однако
X-Box и PlayStation пока не предлагают в качестве героев Кейджа и Перлмана, которые оказались экранной парой не хуже Гибсона и Гловера из «Смертельного оружия».
Разумеется, подобной киноманской экскурсии далеко не всем будет достаточно: развязка просчитывается минуте на пятнадцатой, а игры в рыцарство от заслуженных деятелей Голливуда совсем не обязательны для ознакомления. Однако «Время ведьм» могло бы войти в историю как единственный фильм-обладатель несуществующего возрастного ограничения 25+, на который лучше не продавать билеты тем, кто под этот ценз не подходит. Не за жестокость или порнографию, разумеется, а за редкую возможность ощутить себя не в модном кинотеатре, а на любимом продавленном диване (выброшенном на помойку) перед (заброшенным на антресоли) видеомагнитофоном. Чем не новогодний подарок?