Стороны вечного спора о том, считать ли видеоигры искусством, получили очередной пакет аргументов. Главным событием конца года в мире виртуальных развлечений стала очередная серия военного шутера «Call Of Duty: Black Ops». Речь в ней, поясним для тех, у кого нет на игры времени, идет о солдате удачи, то ли страдающем галлюцинациями, то ли обитающем в параллельной вселенной. В число миссий, среди прочего, входит убийство молодого Фиделя Кастро. Богатая фантазия дала коммерческие всходы – игра уже поставила несколько рекордов. Через сутки после поступления в продажу 9 ноября она заработала $360 млн, опередив на полсотни миллионов предыдущую часть «Modern Warfare 2», ставшую рекордсменом 2009 года. Эта игра, кстати, тоже наделала шуму не в последнюю очередь благодаря своему содержанию. В одном из заданий игрок должен был от лица солдата американской армии выкосить полный россиянами аэропорт.
Официальная русская версия лишилась этой миссии, а на рынках из-под полы продавали, кажется, татарскую.
Но вернемся к «Black Ops». За пять дней продажи достигли $650 млн, а глава Activision сравнил игру с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. При создании «Black Ops», кстати, применялись те же технологии анимации, что и при создании фильма. Собственно и коммерческая история у игры сложилась сходным образом – за полтора месяца «Black Ops» собрала миллиард долларов.
Коммерческий успех приятно дополнила серия наград.
Еще до официального релиза «Call Of Duty» выиграла две номинации (лучший экшн и лучшая игра для консолей) на выставке E3-2010, а также была названа «самой ожидаемой» по выбору участников конкурса Golden Joystick Awards. Ну и, наконец, сразу после начала продаж она стала «Лучшим шутером 2010 года» по версии и Spike VGA 2010, и X-Play.
В общем, 2010-й заканчивается для «Call Of Duty: Black Ops» на мажорной ноте: за неделю до конца года она возглавляет рейтинг самых продаваемых игр года. Продано 15,51 миллиона копий для платформ X360, Ps3 и Wii.
Прошлогодний «Wii Sports» отстает от лидера примерно на 2 миллиона штук.
Правда, с появлением игр, портированных для множества платформ, рейтинги стали некой «вещью в себе»: как можно сравнивать игрушку, которая выпущена только для приставки Wii, с той, которая с одинаковым успехом продается еще для двух популярнейших игровых девайсов, да еще существует и в версии для персонального компьютера? Например, годовой рейтинг VGChartz учитывает продажи по каждой платформе отдельно, и в этом случае «Call of Duty: Black Ops» (для X360) оказывается лишь на четвертом месте (справедливости ради стоит заметить, что три первых места занимают игры, вышедшие в 2009 году и продававшиеся на 10 месяцев дольше).
Впрочем, игры, вышедшие в 2010-м, «Call Of Duty: Black Ops» обгоняет по любым показателям и в любых вариантах и скоро догонит «Modern Warfare 2», которая была продана в количестве примерно 22 млн копий.
Занявшие места со второго по четвертое «Fifa Soccer 11», «Red Dead Redemption» и «Halo: Reach» идут очень плотно, в два раза уступая лидеру, а третье место от четвертого отделяют всего 3 тысячи копий. На вышедшую в сентябре «Halo Reach» возлагалось не меньше надежд, чем на «Black Ops»: её первый день продаж принес $200 млн, за два месяца в неё сыграли 1,3 миллиарда раз, общее время игры составило 24 тысячи лет, за это время игроки успели совершить 33 миллиарда виртуальных убийств. Как сообщается в релизе Activision, её игроки успели насидеть в онлайновых поединках 600 миллионов часов – около 70 тысяч лет. О том, сколько раз игроки в «Black Ops» убили кубинского экс-лидера, пока не пишут.