Под занавес уходящего года в Москве открывается самый масштабный фестиваль русскоязычного документального кино «Артдокфест». Фестиваль учрежден в 2007 году под эгидой Союза Кинематографистов, а возглавляет «Артдокфест» один из создателей нового Киносоюза Виталий Манский. Режиссер говорит, что в России ситуация с документальным кино с каждым годом становится все более бедственной. По словам Манского, в 1990-х директору фестиваля нужно было выбирать «из хорошего лучшее» — сейчас, чтобы собрать конкурсную программу, приходится изворачиваться и хватать фильмы чуть ли не с монтажного стола. Кризис документалистики Манский объясняет тем, что документальное кино крайне редко добирается до проката, а с телевидения его вытеснил популистский формат; деньги на съемки найти практически нереально, так что многие режиссеры уходят в игровое кино. Единственное оставшееся пространство для демонстрации документальных фильмов — фестивали.
Поэтому «Артдокфест» решил принимать в конкурс только премьеры, чтобы создать конкурентную среду между фестивалями и подстегнуть процесс кинопроизводства.
В конкурсной программе фестиваля участвует 21 картина, традиционно одна из наиболее популярных тем — деревня. «День Шахтера» прошлогоднего победителя «Артдокфеста» Андрея Грязева рассказывает о жизни в заброшенном шахтерском поселке после закрытия шахты. «Завея» — фильм о последней жительнице глухой белорусской деревни Лютня. «Клюквенный остров» — история семьи, сбежавшей от городской суеты в полупустое селение, почти все жители которого давно разъехались или умерли.
Есть в программе фестиваля ленты и на темы более неожиданные, например «Army Dreams» повествует о мире чирлидерш ЦСКА.
Социальное кино в конкурсе «Артдокфеста» соседствует с личным. «Трамвайный проспект» посвящен приюту для несовершеннолетних матерей, по большей части воспитанниц детских домов. А два украинских фильма отражают критичный сыновний взгляд на отцов: «Мой отец Евгений» — на Евгения Загданского, главного редактора студии «Киевнаучфильм»; «Мама умерла в субботу на кухне» — на дирижера, который «хотел стать великим, а стал просто хорошим человеком».
По условиям фестивального отбора в «Артдокфесте» могут участвовать любые документальные фильмы на русском языке. Некоторые конкурсные ленты сняты иностранцами и предлагают взгляд на Россию «извне». Немецкая картина «Розовое такси» смотрит на страну глазами представительниц слабого пола, но женщин совсем не слабых — водительниц женского такси и их пассажирок. Датский «Танкоград» рассказывает про один из самых экологически неблагополучных городов страны — Челябинск, в котором, несмотря на зашкаливающий радиационный фон, бьет ключом жизнь и проходят выступления местного клуба современного танца.
В английском «Цирке» мальчик Алексей учится на клоуна, а преподаватели с ностальгией вспоминают советскую цирковую традицию.
Нерусскоязычное кино представлено во внеконкурсных программах «Артдокфеста». На фестивале покажут подборку откровенной документалистики из Франции «Откровенно.fr» (в частности, «Сабину» Сандрин Боннер — картину о ее больной аутизмом младшей сестре, а также творческую деконструкцию Жана-Люка Годара «Автопортрет декабря»). «Артдокфест» откроется скандальным фильмом-разоблачением «Видеократия» об итальянском телевидении, подчиняющемся вкусу Сильвио Берлускони. Специальный гость фестиваля — французский документалист Тома Бальмес. В российский прокат в этом году вышли его «Малыши», история взросления, от рождения и до первых шагов, четырех младенцев — из Намибии, Японии, США и Монголии. Помимо «Малышей» на «Артдокфесте» покажут еще два фильма Бальмеса — «Христос приходит к папуасам», в котором Бальмес подглядывает за миссионерами в Папуа — Новой Гвинее, и социалка «Страховой случай» о нелегкой жизни американских страховых агентов.
В рамках секции «Околонулей», приуроченной к десятилетию документальной премии «Лавровая ветвь», можно посмотреть фильмы ее лауреатов — как знаменитых мастеров («Полустанок» Сергея Лозницы, «Мамочки» Александра Расторгуева, «Бродвей. Черное море» самого Манского), так и новых звезд вроде Алены Полуниной с картиной о политической оппозиционной жизни России «Революция, которой не было» из конкурса 2009 года. В программу «Ящик» попали лучшие документальные телепроекты, «содержащие больше авторской креативности, чем предполагается телеинформативностью». Сюда в числе прочих отобрали картины «Зворыкин-Муромец» Парфенова, «Читая «Блокадную книгу» Александра Сокурова и «Театр в тюрьме» Кирилла Серебренникова (о постановке спектакля в пермской исправительной колонии).
Жюри фестиваля возглавит режиссер игрового кино Сергей Соловьев, также в жюри войдут куратор современного искусства Иосиф Бакштейн и основатель и генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева.
Такой выбор Виталий Манский объяснил следующим образом: «Соловьев потому, что всякая классика когда-то была авангардом; Бакштейн потому, что документальное кино должно выходить из своего загона и становиться объектом современного искусства, а Наталья Синдеева потому, что мы верим, что телевидение в России способно на обновление».
Фестиваль «Артдокфест» продлится с 4 по 11 декабря.