Изначально ярмарка «Арт Манеж» задумывалась как событие если не концептуальное, то обладающее собственной политикой и философией. Имелось в виду, что по отношению к жестко актуальной «Арт Москве» этот конкурирующий проект будет выглядеть более демократичным, привечая галереи в том числе и с традиционными приоритетами. Несколько лет с подобной ролью «Арт Манеж» справлялся, хотя здесь и не обходилось без причудливых концептуальных экспериментов.
Роковую черту подвел пожар 2004 года: после него ярмарку как подменили.
Ушли в прошлое культурологические потуги и попытки устраивать нонпрофитные экспозиции. Был взят курс на сугубую коммерцию. Разумеется, нет ничего плохого в желании заработать на искусстве, на то и арт-бизнес. Но в данном случае проблема состоит в том, что гигантскую кубатуру Манежа довольно сложно наполнить качественным «товаром». Если двигаться по пути тотальной распродажи площадей (кто готов заплатить за стенд, тот автоматически становится участником ярмарки), неизбежно окажешься заложником людей с дурным вкусом и сомнительным репертуаром. Что-то в этом духе и происходило последние годы. Но сейчас, похоже, устроители подумывают о ренессансе. По крайней мере, признаки пересмотра прежнего отношения заметны невооруженным глазом.
В первую очередь это касается специальных проектов. В нынешнем декабре практика их устройства возобновилась, причем как по инициативе оргкомитета, так и по желанию «с мест». Некоторые галереи, не дожидаясь особого приглашения, сами реализовали на стендах более или менее внятные сценарии, отказавшись от беспорядочного навала. Однако тон в этом процессе задан все же по указанию «сверху». Вряд ли без политической воли устроителей ярмарки были бы показаны, скажем, экспонаты из коллекции недавно умершей Ксении Богемской. Она много лет собирала работы наивных художников – Павла Леонова, Василия Романенкова, Кати Медведевой, Алевтины Пыжовой, Елены Волковой.
%Этот слой искусства необычайно занимателен, хотя и располагается несколько на периферии привычного арт-бизнеса.
Показ коллекции Богемской в рамках коммерческой ярмарки – жест отнюдь не бессмысленный, он даже может привести к определенному изменению запросов у потребителей искусства.
Еще один нонпрофитный проект – выставка «Вход и Выход», где фигурируют работы из собрания знаменитого кардиохирурга и не менее знаменитого коллекционера Михаила Алшибая. Вообще-то принято считать, что Михаил Михайлович всегда проявлял интерес исключительно к андеграунду советского периода, но на «Арт Манеже» обозначен несколько неожиданный вектор: здесь представлены Вадим Захаров, Константин Батынков, Олег Кулик, Авдей Тер-Оганьян, Андрей Бартенев, Дмитрий Гутов и другие авторы, заявившие о себе (или набравшие вес) уже в постсоветские годы. Исключением стал разве что Михаил Рогинский, воспринимавшийся в качестве значительного художника еще в 1960-е годы.
Галерея «КультПроект» выступила с деревянными мобилями Сергея Якунина (эта затейливая машинерия навеяна творчеством обэриутов).
По соседству художница Аня Желудь рекламирует предметы домашнего обихода, изготовленные по ее фирменному рецепту из гнутой металлической проволоки. Компания из нескольких скульпторов, живописцев и фотографов разразилась философским проектом под названием Uomo Introspettivo, где осмысляется феномен «внутреннего человека». А Тамбовская областная картинная галерея неожиданно исполнила в столице культуртрегерскую миссию, привезя набор авангардных и соцреалистических полотен из своего собрания. Наибольшее впечатление производит масштабный холст Петра Кончаловского «Где здесь сдают кровь?» 1942 года производства: на картине группа патриотически настроенных барышень выпытывает у красноармейского патруля, как пройти к донорскому пункту.
Из всего вышесказанного не следует, конечно, делать вывод, будто ярмарка превратилась в фестиваль некоммерческих проектов.
Стремление участников всласть поторговать неподалеку от Кремля часто выражается в сугубо салонных формах. Не сказать, чтобы средний уровень взлетел до небес, но некоторые основания для оптимизма появились. Глядишь, со временем «Арт Манеж» окажется не только самой крупной у нас ярмаркой современного искусства, но и тем местом, куда интересно будет приходить просто так, не за покупками.