Вчера, 29 ноября, в Риме режиссер Марио Моничелли выбросился из окна госпиталя Сан-Джованни. По сообщениям представителей римского госпиталя, у Моничелли был диагностирован рак простаты, а сомнений в том, что он совершил самоубийство, нет — полиция уже провела расследование.
Высказываются предположения, что он не хотел умирать долго: его заболевание с большой долей вероятности было смертельным.
Марио Моничелли родился в 1915 году в семье журналиста и в возрасте 19 лет снял свой первый фильм. Его вторая работа, короткометражка без звука «Мальчишки с улицы Паал», была представлена на Венецианском кинофестивале 1935 года и получила премию в соответствующей категории. Затем Моничелли долгое время работал помощником у разных режиссеров, писал сценарии и лишь в конце 40-х вернулся к самостоятельному творчеству.
Объединившись с режиссером Стено и комиком Тото, Марио Моничелли фактически с нуля взявшись за разработку жанра итальянской комедии. «Тото ищет квартиру», «Полицейские и воры», «Бокаччо-70» — это лишь немногие из тех картин, благодаря которым его имя навсегда останется в истории кино. «Вся итальянская комедия — это драма, — сказал он в интервью 2004 года. — Ситуация в ней всегда драматическая, часто даже трагическая, но эта ситуация рассматривается через призму юмора.
В фильмах могут умирать люди, и не ожидайте хэппи-энда, его может не быть».
Отдав сотрудничеству со Стено около пяти лет, Моничелли стал работать один. В 1958 году он поставил картину «Злоумышленники неизвестны» с Марчелло Мастроянни и Витторио Гассманом, которая многими считается первым характерным образцом фирменного стиля режиссера. На следующей год была «Большая война» — вершина творчества мастера, спродюсированная Дино де Лаурентисом натуралистичная комедия о Первой мировой войне с Гассманом и Альберто Сорди.
Фильм получил «Золотого льва» в Венеции и заработал номинацию на «Оскар».
Его фильмы в дополнение к кинематографическим достоинствам имели и немалый коммерческий успех. «Он был способен объединить великое искусство и доход в прокате», — написал критик Питер Бонданелла в своей книге «История итальянского кино».
Марио Моничелли снимал долго и продуктивно.
За 70 лет как режиссер он поставил около 70 фильмов, его последняя картина «Роза пустыни» появилась четыре года назад.
Он работал с множеством актеров: Моника Витти и Корин Редгрейв, Уго Тоньяцци, Орнелла Мути и Микеле Плачидо. Помимо этого Моничелли написал более 100 сценариев. Его работа была неоднократно отмечена в Италии и на международном уровне: он был обладателем правительственных наград, национальной кинопремии «Давид ди Донателло», призов кинофестивалей в Венеции и Берлине. Принимая приз Венецианского кинофестиваля за вклад в развитие кино в 1992 году, он заявил: «Кино не умрет никогда, оно родилось и уже не сможет умереть».