Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Шансов на телепоказы нет»

Интервью с режиссером фильма об Анастасии Бабуровой Валерием Балаяном

Режиссер Валерий Балаян рассказал «Парку культуры» о том, как его фильм об Анастасии Бабуровой «Любите меня, пожалуйста» сняли с показов на двух московских фестивалях.

В конце прошлой недели стало известно, что фильм документалиста Валерия Балаяна «Любите меня, пожалуйста» об убитой 19 января 2009 года журналистке «Новой газеты» Анастасии Бабуровой снят с показа сразу двумя правозащитными фестивалями – «Сталкер» (кинофестиваль фильмов о правах человека, пройдет в начале декабря) и «Профессия: журналист» (кинофестиваль фильмов о журналистах, открывается сегодня в Центральном доме журналиста). Корреспондент «Парка культуры» связался с режиссером, чтобы побеседовать о картине и выяснить подробности отмены показов.

— Расскажите, как фильм сняли с показа?

— Фильм «Любите меня, пожалуйста» был сделан весной этого года, его премьера состоялась в апреле на фестивале правозащитного кино Docudays UA в Киеве. После этого, начиная с мая, я предлагал фильм почти всем российским фестивалям. Все они, включая крупнейший фестиваль «Россия» в Екатеринбурге, отвергли этот фильм. При этом я в середине октября был на фестивале документального кино в Лейпциге – там на три показа в залы по 500 мест были проданы все билеты, в конце этого месяца я повезу фильм на фестиваль в Варшаву и Берлин…

В общем, когда фестивали «Профессия: журналист» и «Сталкер» взяли его в программу, я был очень рад. Мне хотелось, чтобы возникла дискуссия, показать людям те вещи, которые я сам для себя открыл. Все было нормально, пока 9 ноября не случился этот инцидент со стрельбой в Новосибирске. Мне в этот же день организаторы фестиваля «Профессия: журналист» прислали уведомление о дате показа. Я сказал, что обязательно приду, спросил, в курсе ли они случившегося в Новосибирске, и предложил поставить рамку металлодетектора для обеспечения безопасности. Это, конечно, не мое дело, но я не мог не отреагировать. После этого мне позвонил Игорь Степанов, директор обоих фестивалей, и предложил отменить публичный показ, поскольку у организаторов нет средств для обеспечения безопасности. При этом он сказал, что жюри посмотрит фильм и из конкурсной программы он убран не будет. Мне ничего не оставалось, кроме как согласиться, хотя мне это было, естественно, малоприятно. Я уведомил всех своих друзей на Facebook об отмене показа. Поднялся шум, а мне стало известно, что, по словам Степанова, отмена показа – моя инициатива, хотя я только хотел предупредить организаторов.

— Показ в Новосибирске был организован без вашего участия?

— Да, я об этом просмотре не знал – ребята сами захотели показать фильм. Я сотрудничаю с Центром экстремальной журналистики, который организовывал показ в Питере, но оказалось, что они не имеют к этому показу никакого отношения.

— Давайте поговорим непосредственно о вашем фильме. Почему вы выбрали в качестве героини именно Бабурову, а не Маркелова? Она ведь стала случайной жертвой…

— Меня случайно попросили снять прощание с Настей в Севастополе. Я познакомился с ее родителями, стал общаться с ее знакомыми, друзьями. Я столкнулся с тем, что неонацистское движение получило шокирующий размах, и захотел сделать фильм, чтобы обратить внимание на эту проблему. Да, все считают, что она случайная жертва.

Но когда я стал вникать в обстоятельства дела, то понял, что ее смерть была не такой уж случайностью. Она была активисткой антифашистского движения, участвовала в уличных акциях, писала в антифашистский журнал «Автоном». Я надеюсь, что найдется человек, который сделает фильм про Маркелова – Стас, конечно, ключевая фигура. О Стасе кто-нибудь сделает фильм, может быть, и я сделаю, но он был публичной фигурой. Настя же кажется мне такой же случайной жертвой, как Лизавета, которую убивает Раскольников, это та же метафизика убийства, о которой писал Достоевский. Настя уникальный, редкий человек, я посчитал, что пролить свет на фигуру, которую все считали случайной, гораздо интереснее и важнее.

— В фильме много взятых из интернета видеоинтервью со скинхедами, отрывки с их акций, концертов. Вы не пытались встретиться с кем-то из них лично?

— С некоторыми встречался. Но, вы знаете, во-первых, они не давали согласия на съемку, а во-вторых, когда они встречались со мной, человеком по фамилии Балаян, они становились немножко осторожнее, не было той искренности и откровенности, которая есть в роликах на YouTube. Поэтому я с ними просто беседовал, чтобы вникнуть проблему.

— Вы в основном работали на телевидении. Рассчитывали ли вы на телепоказы «Любите меня, пожалуйста», когда делали картину?

— Сняв основной материал, я понял, что шансов на телепоказы нет, я же знаю всю эту машину. Кроме того, к тому моменту я был в курсе обстоятельств, сопровождавших показы фильма Бардина «Россия-88», и стало совершенно очевидно, что рассчитывать не на что. Может быть, у вас более богатое воображение, но я с трудом представляю себе показ этого фильма по Первому каналу или по «России». Могу рассказать вам такую историю. Я работал на канале «Культура», делал фильм о Льве Копелеве к его юбилею. Он еврей, майор спецпропаганды, у него в Бабьем Яру погибла половина семьи. И вот, когда наши войска шли в Восточную Пруссию, он вступился за немок, которых насиловали по 20 раз на дню, и выступил против мародерства. Я об этом сделал маленький эпизод в своем фильме, но канал «Культура» за моей спиной его вырезал. Если нельзя показывать то, что было 65 лет назад, то кто разрешит говорить о том, что было вчера?

— А в интернет вы фильм сами выложили?

— Да, других путей распространения картины я не видел, поэтому сразу после окончания работы я выложил его в интернет. На rutracker.org за первый месяц было около 600 скачиваний, на украинском трекере было 550 скачиваний за первые две недели. Я видел, что фильм активно обсуждался на разных форумах, получил свой отклик.

— Вы собираетесь продолжать делать политическое кино? Что вы сейчас снимаете?

— «Любите меня, пожалуйста» это скорее исключение из правил, я сделал этот фильм, потому что никто его не сделал. Я специально год не брался за эту картину, был уверен, что кто-то его сделает. Но 19 января этого года обнаружил, что ни по одному из каналов не был показан не просто фильм, а даже сюжет на эту тему. Сейчас я собираюсь продолжать то, чем я всегда занимался, – портретами крупных деятелей культуры — литературы, философии. Но я не говорю, что я ставлю крест на этой теме. Если все, о чем я говорю в фильме, будет продолжаться, а, судя по всему, так и будет, то я обязательно буду об этом говорить.

Новости и материалы
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
BMW выявила канал поставки своих машин в Россию в обход санкций
В Абхазии возобновляется подача электричества
В Госдуме призвали проверить Боню за поддержку Усика на нарушение законодательства РФ
В Чечне произошел взрыв газа в жилом доме
Беглов рассказал о безопасности в Петербурге перед праздниками
Все новости