Фестиваль NET появился в 1998 году. Свое «нет» он адресовал прежде всего сложившейся театральной рутине: театрам, которые штампуют комедии попроще и погрубее, и зрителям, ждущим от театра, чтобы было «как в телевизоре». Отсюда и небольшие площадки — спектакли NET традиционно играют не на академических сценах, а в основном в бывших домах культуры. Отсюда же и установка на крайнюю стилистическую пестроту — на NET привечают все жанры, школы и техники.
В этом году у фестиваля будет отчетливый русский акцент – спасибо юбилеям — чеховскому и прошлогоднему гоголевскому.
Национальный театр Латвии везет в Москву фарс по мотивам «Мертвых душ», поставленный Кириллом Серебренниковым. Из Германии и Литвы едет Чехов. Фигура номер один в современном финском театре Кристиан Смедс разыграл свой «Вишневый сад» с вильнюсскими актерами — это действо под названием «Live Cherry Orchad» нам покажут в режиме видеоинсталляции, и есть все основания думать, что провокационному шоу (у Смедса других не бывает) такой формат пойдет только на пользу. В жанре интеллектуальной клоунады решен Чехов и у болгарина Дмитрия Гочева, не первый год работающего в берлинском «Дойчес-театре». Его спектакль называется «Палата № 6», но это не совсем тот Чехов, которого мы знаем. Под видом умалишенных режиссер свел на сцене нескольких персонажей, раздав им узнаваемые реплики из чеховских пьес и рассказов. Идея представить Чехова в абсурдистском ключе вроде бы не нова, да и кто только не тасовал тексты классика, но европейская критика в один голос уверяет, что гочевский спектакль — лучшее, что появилось на немецкой сцене в год 150-летия Чехова, а организаторы фестиваля наверняка не случайно открывают гастрольную часть программы именно этой постановкой.
Смешение и провокация — принципы, которых последовательно придерживается программа нынешнего NET.
В этом году покажут только те спектакли, которые сделаны режиссерами «на выезде» — не просто приглашенными для оживления труппы, а именно принципиальными носителями другой театральной культуры. Как наш Иван Вырыпаев, который едет на NET со своим «Танцем Дели» из Варшавы. Или болгарин Яков Гырдев (постановщик призера ММКФ-2008, фильма «Дзифт»), сочинивший с русскими актерами спектакль «Метод Гренхольма» (весенняя премьера Театра наций). Или украинец Андрей Жолдак, поставивший «Анну Каренину» в финском Турку. Об этом спектакле знающие люди рассказывают, что он идет в исключительно громоздких и сложно устроенных декорациях. Он впервые покинет родную сцену, и
этот жест больше всего, конечно, говорит о том, как важна для провокатора Жолдака московская публика, которую он не устает эпатировать и от которой по-прежнему ждет взаимности.
Скажем, такой, как у латыша Алвиса Херманиса, московского любимца и практически постоянного участника NET. В этом году он покажет на фестивале «Поздних соседей» по рассказам еврейского классика Исаака Башевиса Зингера. Еврейская мудрость, латышская суховатая отстраненность, немецкая филигранность (спектакль сделан с труппой мюнхенского «Каммершпиле»), толика славянской эмоциональности и безалаберности — всем, кто хочет это увидеть, стоит поспешить за билетами. Потому что на NET их обычно нет уже задолго до спектакля.