При всем оптимизме экспертов, ведомство Кибовского в начале лета этого года заслужило низкую оценку по результатам проверки Счетной палатой. Выяснилось, что за два года – с тех пор, как в 2008 году была создана эта федеральная служба – не было сделано
«Я с ним (Кибовским – «Парк культуры») до начала общественного совета разговаривал как с руководителем Росохранкультуры, и обсуждали мы не Москву. И вдруг, во время обсуждения генплана, когда упомянули охрану исторического наследия, Собянин сказал: «Я хочу вам представить нового начальника управления охраны памятников, нового ответственного за охрану памятников в Москве»», — рассказал он.
Официальные ведомства комментировать новое назначение пока отказываются.
Получить комментарии в Москомнаследии и Росохранкультуре «Парку культуры» не удалось, а пресс-секретарь Министерства культуры Наталья Уварова сообщила, что «пока нет никаких приказов – ни о его увольнении, ни о его назначении».
Опрошенные же «Парком культуры» эксперты в целом оценивают новое назначение положительно. Вице-президент Академии художественной критики и член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко так прокомментировал новое административное решение Собянина: «Шевчук (Валерий Шевчук, возглавлявший Москомнаследие последние пять лет – ПК) превратил Москомнаследие в военизированную структуру, в казарму. Он и сам не специалист, и на должности инспекторов по охране культурного наследия набрал 83 офицера ОМОНа. Результат деятельности этой команды мы все можем видеть». В качестве примера эксперт привел реставрацию гостиницы «Украина», которая «никакого отношения к реставрации не имеет». И «изуродовать» официальный памятник позволило застройщику Москомнаследие, уверен Клименко.
Преимуществом Кибовского Клименко считает то, что он является «специалистом с историко-архивным образованием». «И его сотрудники – Зайцев и Афанасьев – вполне приличные люди», — подчеркнул эксперт.
«Я с симпатией отношусь к Александру Кибовскому. Я его знаю по его предыдущей роли. Он не типичный чиновник, он производит впечатление, несомненно, очень болеющего за дело, порядочного человека, и это подкупает сразу», — сказал президент Союза архитекторов России Андрей Боков, который работал с Росохранкультурой при реконструкции Рахманиновского зала московской консерватории.
Структура, которую предстоит возглавить Кибовскому, в октябре неоднократно упоминалась в СМИ, в основном в связи с инициативами врио мэра Владимира Ресина по отмене наиболее спорных решений о строительстве и его же решениями о более тесном взаимодействии с общественными организациями. Новую для мэрии традицию продолжил и Сергей Собянин: на сегодняшнем совещании он озвучил решение отменить строительство на Хитровке и дал поручение Владимиру Ресину добиться необходимых согласований с инвесторами.
При этом часть решений Ресина касалась большей открытости в деле охраны культурного наследия. Например, 8 октября был проведен «круглый стол» с активистами общественных организаций, на котором они были приглашены в комиссии Москомнаследия.
Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, участвовавший в этом заседании, сказал «Парку культуры», что работа с Москомнаследием по многим направлениям уже началась. По словам Рахматуллина, с Росохранкультуры и её руководителем «Архнадзор» практически не пересекался. «Поправками к закону о федеральном наследии в конце 2006 года большая часть полномочий по охране наследия была передана в регионы, в частности в Москве в Москомнаследия. Исключения были сведены в небольшой список памятников, которые остались в ведении Росохранкультуры – это памятники всемирного наследия, объекты управления делами президента, некоторые особо ценные объекты, например федеральные музеи, по которым открыто федеральное финансирование. Этот список утверждает премьер-министр России. То есть полномочия Росохранкультуры по отношению к Москве были уменьшены», — рассказал координатор «Архнадзора». Рахматуллин выразил надежду, что новое назначение не повлияет на «сохранение всех договоренностей», частности в отношении признания незаконным строительства большого зала в театре «Геликон-опера» (бывшая усадьба Шаховских).
«Можно заметить, что Александр Кибовский склонен к нормотворческой работе, которая исправляет неполноту правовой базы. Он выступил инициатором нескольких подзаконных актов в области охраны наследия. Мы рассчитываем, что и на уровне Москвы продолжим с ним эту работу», — сказал Рахматуллин.
Такого же мнения придерживается и Москвин-Тарханов: «Я не знаю, как будет дальше. Думаю, поскольку Владимир Ресин работает, то все его договоренности будут сохранены».
Рахматуллин, однако, высказал предположение, что, возможно, это назначение – «часть встраивания московской властной структуры в федеральную», поскольку Александр Кибовский считается федеральным чиновником». Однако Рахматуллин отметил, что Кибовскому всё равно придется заниматься теперь огромным объемом московских вопросов, огромным списком памятников. «Здесь всё совсем по-другому», — подчеркнул эксперт.