У стартовававшего в 2007 году фестиваля «Завтра» произошло раздвоение личности. После смерти его идейного вдохновителя Ивана Дыховичного генеральный спонсор «Ауди» и компания-устроитель «Интерфест» (до этого много лет занимавшаяся организацией ММКФ) рассорились и пошли разными путями. В результате кроме «Завтра» в Москве появился фестиваль «2 in 1». Нам же лучше: два смотра современного авторского кино выгодней, чем один. Бренд «2morrow/Завтра», по итогам развода, остался за концерном «Ауди», куратором старого-нового фестиваля стал Сергей Бодров-старший, а программным директором — Антон Мазуров, главный пропагандист артхауса в России, один из создателей «Кино без границ», а ныне руководитель компании «Леопарт».
Основная идея «Завтра» — поддержка авторского кино, а в основе отбора фильмов заявлено трио «свобода выражения, легкость восприятия, оригинальность мышления».
И, судя по всему, именно благодаря расплывчатости этих критериев программа «Завтра» отличается эклектичностью, которая нарастает с каждым годом.
Наглядной иллюстрацией может стать секция Сергея Бодрова, в рамках которой сошлись черно-белая сатира «33» Георгия Данелии, чувственное «Любовное настроение» Вонга Кар Вая, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа и полуфэнтэзи, полу-военная драма «Лабиринт Фавна» главного латиноамериканского визионера современности Гильермо дель Торо.
Принцип сочетания несочетаемого царит надо всей программой «Завтра».
С одной стороны, ретроспектива литовского режиссера Шарунаса Бартаса, неоднократного участника Берлинского и Венецианского фестивалей, и конкурс, в который попало вполне традиционное авторское кино. С другой, например, секция «DOC-открытия современной арт-богемы», в которую вошли документальные хиты «Ариас с Твистом» про травести-артиста Джо Ариаса и кукольника Бейзила Твиста, полуторачасовая ретроспектива киноавангарда от Бунюэля до Уорхола, под названием «Провидцы», или лента «Пустой город» — рассказ про американский андеграунд. Компания OneDotZero представит сборники новаторских и модернистских короткометражек, а в «Турбулентности» можно будет увидеть мокьюментари «Гитлер в Голливуде» — триллер-мистификацию о поисках таинственного фильма, утерянного в ходе Второй мировой.
Такой же винегрет наблюдается и на более локальном уровне.
В конкурсной программе соревнуются фильм художников группы Провмыза «Воодушевление» с жанре «визуально-этнографическая ретро-фантазия» и альманах анекдотов из коммунистического прошлого «Сказки золотого века», снятый под руководством предводителя румынской новой волны Кристьяна Мунджу (получившего каннскую «Пальмовую ветвь» за «4 месяца 3 недели 2 дня»). Китайская драма «Зимние каникулы» про унылую провинциальную жизнь и вдумчивый японский сай-фай «Клон возвращается домой», в котором клон космонавта пытается расправиться с призраками прошлого.
Кстати, в конкурсе в этом году сразу три российских фильма (точнее будет сказать — 3 фильма, так или иначе имеющих отношение к России).
Это экзистенциальная драма «Которого не было» Рамиля Салахутдинова, кафкианская история «Рафаилъ в Пироне» Ярослава Добронравова, снятая не без помощи США и Великобритании, а также фантазия на тему случайного гостиничного знакомства «Днепр» — лента украинца Александра Шапиро, премьера которой состоялся в рамках Каннского фестиваля.
Жюри «Завтра» возглавляет документалист Сергей Лозница, вместе с ним судить фильмы фестиваля будут оператор Михаил Кичман, британский критик Марк Адамс, режиссер Ли Дэниэлс («Сокровище») и канадский режиссер-порнограф Брюс Лабрюс, автор культового гей-порнофильма «No Skin On My Ass» и «Малинового рейха» про восстание геев против гетеросексуалов. Кстати, его новый непристойный проект «Зомби из Лос-Анджелеса», в котором мертвец обращает людей в зомби не самым традиционным образом, представлен в программе «Турбулентность».
Фестиваль продлится с 14 по 18 октября.