В понедельник, 11 октября, наконец, откроется новое здание Московского дома фотографии. На пресс-конференции, приуроченной к этому знаменательному событию, директор дома фотографии Ольга Свиблова предалась воспоминаниям о том, как последние 9 месяцев прожила на стройке, как переносились сроки сдачи, как, несмотря на затянувшуюся стройку, продолжали пополняться фонды.
Решение о реконструкции Дома фотографии было принято спустя два года после его открытия – в 1998 году.
Однако непосредственно работы по восстановлению расширенного за счет соседнего здания МДФ начались только через семь лет. Все эти годы стройка неоднократно вызывала повышенный интерес СМИ и общественности. В 2006 году координатор общественной организации «Архнадзор» Рустам Рахматуллин даже назвал то, что происходит на стройке, «утратой года»: по его мнению, уникальные постройки конца XIX века были разрушены. Видимо, отвечая на обвинения в растрате исторического наследия, и Свиблова, и руководитель «Моспроекта-4» (организации, которая и разработала проект реконструкции) Андрей Боков сообщили, что и архитекторы, и строители сделали всё возможное, чтобы сохранить стены старых домов, и им это в основном удалось. Наконец, уже в этом году, когда работы были почти завершены, сдача объекта несколько раз переносилась — акт приемки работ Свиблова подписала только на этой неделе.
Новое здание имеет площадь 9 тысяч кв. метров, из которых четверть отдана под выставочные площадки; в нем имеются и надземные, и подземные уровни.
В нем разместятся фондохранилища (у МДФ имеется около 80 тысяч единиц уникальных экспонатов по истории фотографии), фотолаборатория и реставрационная мастерская, библиотека и лекционный зал. Площадь, выделенная городом под Дом фотографии, после реконструкции увеличилась в 3 раза. В это же помещение переедет и Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко.
МДФ еще 9 лет назад сменил название на «Мультимедийный комплекс актуальных искусств», и на пресс-конференции Свиблова пообещала, что теперь он будет больше соответствовать этому названию. В подтверждение этих слов в понедельник стартуют сразу три выставки. Экспозиция «Флюксус: Поживем-увидим…» посвящена одноименному движению в искусстве, возникшему в 1960-х годах. Представляя выставку, Свиблова отметила, что это движение, которое полвека назад «хулиганило повсюду», с трудом поддается атрибуции и до сих пор толком не изучено, хотя в свое время к нему принадлежали такие люди, как Йоко Оно, Джон Кейл и Карлхайнц Штокхаузен. Выставка станет еще одним мероприятием в рамках Года Франции в России. В организации выставки принял участие Бернар Блистен – куратор из Центра Помпиду, занимавшийся формированием этой экспозиции в прошлом году для Пассажа де Рец.
Блистен прибыл в Москву и собирается прочесть несколько лекций, а также устроить перформанс с участием молодых столичных художников.
Выставка «Иосиф Бродский» приурочена к 70-летию поэта и объявленному ЮНЕСКО Году Бродского. Основу экспозиции составят кадры, сделанные обладателем «Серебряной камеры» Сергеем Берменьевым в 1995 году. Ну и, наконец, главная гордость МДФ – экспозиция «Избранное», во всей красе представляющая фонды самого Дома фотографии. Здесь, право, будет на что посмотреть – настоящая история страны в фотографиях от даггеротипов до цифры.
Расписание выставок в МДФ составлено надолго вперед. Объясняя дальнейшую политику музея, Ольга Свиблова говорит, что актуальным может оказаться любое искусство любого времени. «Не хочется, чтобы музей сознательно закрывал себя тем или иным сегментом вида искусства или историческим периодом: искусство нам нужно, чтобы путешествовать во времени».