Небритый американец по имени Стивен Артур Янгер, бывший армейский взрывник, записал видеообращение, в котором попросил называть его Юсуфом и сообщил, что заложил в разных концах США три ядерные бомбы, которые взорвутся через несколько дней. После этого новообращенный воин Аллаха почти без боя сдался властям в ближайшем супермаркете и был привезен на секретный объект. Когда стало понятно, что привычные пытки ледяной водой и подвешиванием не работают, на место выдергивают срочно таинственного дознавателя, который просит называть его Эйч (Н). Первым делом он отрубит задержанному фалангу мизинца и сообщит, что в ближайшие несколько дней будет средоточием всех его страхов. Из соображений равновесия к Эйчу приставляют Хелен Броуди — одинокую сотрудницу ФБР средних лет с нежным сердцем и мятущейся душой.
Кинорефлексия на тему арабской террористической (и не только) угрозы окончательно ушла с больших пространств.
«Немыслимое» почти целиком разворачивается в четырех стенах, а минимум спецэффектов видится скорее жанровой повинностью, чем выразительным средством. Автор прошлогодних «Информаторов» Грегор Джордан расширяет тесное пространство через детали. Вот пыточная с окошком, перед которым услужливо стоят три стула для всех желающих. Вот обшарпанные стены похожего на старорежимную школу здание, вот блестящие хромом инструменты палача, на которые смотрят полные отчаянной решимости глаза жертвы.
«Немыслимое» — это, в общем, не поединок правительства и террориста, это абсолютно звериного накала противостояние профессионального палача и добровольной жертвы.
Эйч, блестяще сыгранный Сэмюэлом Л. Джексоном, не столько садист, сколько трикстер, пришедший проверить, сколько окружающие готовы пролить крови, на что они готовы обречь одного человека, пусть и преступника, через что смогут переступить. А если начать перед ним резать его жену? А детей? Дороже ли пара отдельных жизней нескольких десятков тысяч, которые погибнут, если бомбы взорвутся? Джексон не играет в маньяка, он показывает одиночество палача — проклятого по определению человека, и от этого еще страшнее, чем если бы он просто с огоньком драл ногти.
«Немыслимое» — далеко не идеальный триллер.
Он затянут, не держит ритм, но залог успеха Джордана в данном случае, видимо, не в техническом мастерстве, а в невероятной серьезности, с которой он разгоняет ежедневную работу федералов до почти трагического масштаба. За весь фильм с экрана не прозвучит ни одной шутки и почти ни на один из поставленных вопросов не найдется ответа. Потому что, в конечном счете, «Немыслимое» это кино не про ответы, а про то, как кончается время на размышление.