Когда Харука была еще малышкой, мама рассказала ей легенду: пропавшую вещь можно найти, если хорошо попросить похожее на лисичку маленькое божество. Спустя годы шестнадцатилетняя Харука живет вдвоем с отцом, с которым не очень-то ладит, а карманное зеркальце — едва ли не единственная вещь, которая осталась у Харуки от матери. Точнее, оставалась: вещица давно потерялась. Однажды, очнувшись ото сна, Харука видит странное существо, которое пытается стащить бесхозный игрушечный самолетик.
Последовав за ним в лес и нырнув, словно Алиса, в нору, Харука оказывается в стране забытых вещей и воспоминаний, населенной носатыми зверушками, отдаленно напоминающими персонажей вселенной мультипликатора Ивана Максимова.
Где-то здесь, среди ненужного людям хлама, находится и зеркальце, но, чтобы его вернуть, придется сразиться с хозяином острова забвения — Бароном: у него на памятный для Харуки предмет имеются свои, далеко идущие планы.
В российском прокате аниме — редкий, а потому весьма ценный зверь.
Как и отчаянный подвиг компании Ruscico, взявшейся выпустить за последние годы едва ли не все мультфильмы Хаяо Миядзаки, выход прошлой осенью отечественного «Первого отряда» скорее исключение, нежели правило. «Остров забвения» в этом контексте — выбор достаточно странный: вроде и не событие, и не громкое имя. Да, мультфильм был номинирован японской киноакадемией как лучший анимационный фильм, но режиссер Синсуке Сато, окончивший тот же японский художественный университет, что и Рю Мураками, к звездам аниме-индустрии не относится. По крайней мере пока.
Получив в далеком 1994 году приз за короткометражку, он занимался тем, что писал сценарии (в частности, для Дзюна Итикавы и Исао Юкисады), снял несколько фильмов и разрабатывал дизайн для компьютерных игр. Собственно, «Остров забвения» — его дебют в полнометражной анимации.
С другой стороны, логика в выпуске «Острова забвения» определенно присутствует.
Сейчас, когда половина новинок проката обзавелась заветным довеском «3D», совмещающий 3D и 2D анимацию «Остров забвения» смотрится крайне своевременно, а потому получает фору. Мультфильм снят знаменитой студией Production I. G., гуру в сфере цифровых технологий, работавшей над «Призраком в доспехах», «Евангелионом», мультипликационными сегментами в «Убить Билла» и «Матрицей». Впрочем, использование трехмерной графики для аниме отнюдь не открытие: адепты жанра уже давно спорят, можно ли считать аниме фотореалистичную «Последнюю фантазию: духи внутри нас» и более классическую с точки зрения картинки «Последнюю фантазию VII: дети пришествия».
Если простить «Острову забвения» неровность сценария, который небрежно обходит стороной центральные сюжетные вопросы, не объясняя, ни почему именно зеркальце Харуки обладает исключительными магическими свойствами, ни откуда взялся Барон и кто он вообще такой, в сухом остатке получим удивительный синтез.
«Остров забвения» именно тот случай, когда новая модная технология удачно встроена в старую систему ценностей.
Все осталось на месте: естественное, как воздух, волшебство, сказочная вселенная, традиционные образы. И вместе с тем технологический прорыв позволил живущим в куче мусора «забывашкам» сделать маленький шажок на территорию «Валл-и». Пока что скромный, но, если аниме и дальше пойдет той дорогой, Pixar придется подвинуться.