Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Адмирал и гопники

Фестиваль «Текстура» открылся в Перми

В Перми открылся фестиваль «Текстура»: «Гоп-стоп» Павла Бардина оказался «Святыми из Верхолуйска», «Копы в огне» вновь собрали аншлаг, а художник Александр Петлюра обернулся адмиралом современного искусства с плюшевыми ушами.

Однажды художник Александр Петлюра шел по Петровскому бульвару и зашел в один из дворов. Стоило ему посмотреть на верхние окна в одном из домов, как он понял, что квартира пустая. Он спешно собрал единомышленников, надел красивый костюм, взял фомку и топорик и отправился осваивать пространство. Поднявшись на верхний этаж и разобравшись с дверью, он увидел валяющиеся повсюду шприцы и кровавые кляксы. «Ну это наркоманы, с ними проблем не будет», — подумал художник. Так в 1990 году появился первый в России арт-сквот «Заповедник искусств на Петровском бульваре».

С Пермью сейчас происходит нечто подобное этому арт-взлому,

и одним из его результатов и стал открывшийся в субботу фестиваль драматургии кино и театра «Текстура», где Петлюра оказался одним из главных героев. Концепция фестиваля заключается в том, чтобы столкнуть разные виды драматургии: кино, театр, пьесы, сценарии. Фактически на эти десять дней площадки фестиваля превращаются в подобный созданному Петлюрой арт-сквот (минус маргинальность) — место, где деятели кино и театра могут наконец вступить в полноценный диалог как друг с другом, так и со своими зрителями.

Церемония открытия в пермском театре «Театр» была лишена пения, танцев и прочей привычной для подобных мероприятий помпы.

На сцену поднялись директор фестиваля, худрук московской «Практики» и арт-директор пермской «Сцены Молот» Эдуард Бояков и председатель совета фестиваля Ингеборга Дапкунайте. Они зачитали список программ, представили кураторов, пригласили на сцену одного из режиссеров фильма открытия «Мать» Антуана Каттина. Картина представляет собой полнометражный репортаж — кусок жизни матери девяти детей и за последние три года успела стать фестивальным хитом, но в широкий прокат так и не вышла.

На следующий день состоялось одно из самых разрекламированных событий «Текстуры» — мировая премьера «Гоп-стопа» Павла Бардина.

Создатели картины пришли на премьеру в аутентичном «адидасе», а первые ряды были зарезервированы под заключенных, которых авторы, очевидно, считают прототипами своих героев. Фильм позиционируется как эпическая музыкальная криминальная комедия, за кадром со сказовыми интонациями вещает Гарри Бардин, однако в отличие от «России-88» на сей раз режиссер и исполнитель главной роли Петр Федоров говорят, что решили сделать легкое кино на острую тему. Больше всего история двух гопников из вымышленного Верхолуйска похожа на 11-летней давности DVD-хит «Святые из Бундока», присутствует даже силовик-трансвестит, которого в американском фильме играл Даниэль Дефо.

Однако, если оригинал рассуждал, могут ли быть два отморозка народными героями, фильм Бардина то и дело подмигивает через океан Гаю Ричи, а к финалу и вовсе превращается в водевиль с балалайками.

Представляя картину, Бардин порадовался, что в фестивальном расписании его фильм соседствует с рэп-оперой «Копы в огне», поскольку, по его мнению, «они где-то рядом». «Копы» также прошли с аншлагом, но среди зрителей встретили куда больше единодушия. Да и, признаться, вывернутые наизнанку штампы гангста-рэпа в исполнении копов, будто сошедших с нарисованных в тетради по математике комиксов, выглядели куда веселее и даже эпичнее.

Но вернемся к Александру Петлюре, вернее, к «Александру Петлюре» — спектаклю, открывшему программу «Человек.doc».

Представляя этот проект, Эдуард Бояков рассказал, что через несколько месяцев в «Практике» состоится премьера, включающая в себя десять представлений о десяти героях, которых условно можно назвать «арт-селебрити». Идея этих спектаклей продолжает эксперименты с вербатимом, начатые несколько лет назад «Театром.doc». Отличие лишь в том, что объектом исследования здесь стала не многофигурная коллизия, а история одного конкретного человека. Как рассказал «Парку культуры» автор текста Владимир Забалуев, спектакль был написан на основе 20 часов интервью и двух с половиной лет кропотливой работы.

Впрочем, при одном взгляде на сцену слово «написан» легко застревало в горле.

Эксцентричный, диковатый монолог Петлюры — это практически чистая импровизация, выстроенная вокруг нескольких хронологических контрольных точек. Живая речь художника, приправленная хлесткими и не вполне цензурными эпитетами заставила демонстративно выйти из зала сквозь сцену нескольких особенно чувствительных зрительниц. Те же, кто остался, стали свидетелями истории последних нескольких десятилетий, показанной через собранный героем мусор — галстуки, трусы, трости. В результате из всех этих обломков, или, как называет одну из своих коллекций Петлюра, «Гобеленов эпохи», выстраивается гибкая драматургическая структура, в центре которой в финале оказывается сам художник — в смешном камзоле, изношенных панталонах и с плюшевыми ушами на макушке.

Ни дать ни взять — адмирал современного искусства.

Самое же удивительное — что ощущение жизни, превращенной в объект искусства, не рассеялось и после окончания затянувшегося на два часа (вместо обещанного часа) спектакля. Прямо со «Сцены Молот» художник шагнул к своим зрителям, пообщался со всеми желающими и около трех часов ночи уехал в караоке. Фестиваль продолжается.

Новости и материалы
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Все новости