Посмотреть на большом экране документальное кино сложно, но можно. Фестивалей много, на разные вкусы и в разных городах. Международные неигровые хиты показывают в программе ММКФ «Свободная мысль». Есть у нас национальный фестиваль «Артдокфест», фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге, «Флаэртиана» в Перми и даже специальный смотр горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». «Кинотеатр.doc» в этом году сменил политику, взяв в конкурс иностранные картины, правда не от хорошей жизни, а чтобы освежить программу, которая раз от разу становилась все более однообразной.
Американское документальное кино уже несколько лет входит в специальную программу «Амфеста», которая теперь отпочковалось в самостоятельный фестиваль Show US!
Программа нового фестиваля по объему довольно скромная, всего 6 фильмов. Зато почти все участники если не коронованы призами, то могут похвастаться участием в престижных международных фестивалях и номинациями вплоть до «Оскара». Но награды, конечно, не самое интересное. Фильмы из программы Show US! — это критический взгляд изнутри на все самые актуальные проблемы США, от Ирака до иммиграции, от загрязнения окружающей среды до непростых отношений с мусульманами.
На фестиваль Show US! приедут двое гостей. Один из них — Джеймс Кресантис, который пока что больше известен как оператор (он, в частности, входил в операторскую группу мюзикла «Чикаго»). Кресантис представляет свой первый полнометражный документальный фильм «Субтитры не требуются: Ласло и Вильмош». Это, пожалуй, самый безобидный и легкий фильм из всей программы Show US! Речь в нем идет о знаменитых операторах Ласло Коваче и Вильмоше Жигмонде, которые вскоре после советского вторжения в Венгрию сбежали в США, где их творческая карьера стремительно пошла в гору: друзья работали с Олтменом, Спилбергом и Хоппером. Ласло Ковач скончался в 2007 году, не дожив до премьеры картины.
Второй гость фестиваля — Стюарт Вильф, который приехал с лентой «Как складывать флаг», только Вильф не режиссер фильма, а его герой.
Стюарт пошел в армию в возрасте 17 лет и вскоре был переведен в Ирак, где попал в поле зрения режиссера Майкла Такера, который во время съемок «Дворца артиллериста» жил вместе с солдатами два месяца. Вернувшись в Америку, Стюарт устроился охранником в баре и снова снялся в фильме Такера. Это и есть «Как складывать флаг» — картина, посвященная поствоенной рефлексии и судьбам четырех ветеранов, которые пытаются наладить повседневную жизнь и забыть о том, что им пришлось пережить.
Номинант на «Оскар» «Какая дорога ведет домой» Ребекки Комизы – что-то вроде грустного роуд-муви. Сотни бедных детей со всей Латинской Америки отправляются в Мексику, чтобы попасть на поезд, везущий к границе Соединенных Штатов – райской стране, где, как кажется беженцам, сбываются мечты. У картины «Исламский хип-хоп: столкновение культур» весьма необычный герой. Драг-диллер из Питтсбурга принял ислам и исправился: теперь он рассказывает детям о вреде наркотиков, участвует в программе поддержки заключенных и пишет музыку, умудряясь рифмовать в рэп строчки из Корана. Но быть мусульманином в Америке, пережившей 11 сентября, — это испытание: попасть в полицию за проповедь ислама гораздо легче, чем за торговлю наркотиками.
Экологические страшилки «Большая река» и «Царица полей» хоть и сняты разными людьми, связаны идейно и посредством сквозных персонажей.
В первом фильме Ян Чини и Курт Эллис едут в Айову, чтобы попробовать заделаться фермерами. Выясняется, что в арсенал современного фермера входят генномодифицированные семена, пестициды и нитраты, а продукты, которые попадают на стол американских граждан, – жуткая отрава. Во втором фильме, снятом уже самим Куртом Эллисом, герои снова в Айове — на этот раз чтобы узнать, какие последствия подобные сельскохозяйственные методы имеют для окружающей среды и человека. Выводы неутешительны: токсичные удобрения засорили воду в заливе, а люди в Айове стали чаще болеть. Как страшно есть!
Фестиваль Show US! пройдет 18–22 сентября в кинотеатре «35мм». Расписание щадящее, по одному, максимум двум фильмам в день. Вход на сеансы бесплатный.