Понятное дело, чтобы пересказать фильм «Океаны», следовало бы заказывать рецензию Николаю Николаевичу Дроздову, так что ограничимся самыми общими сведениями. Итак, почти два часа с экрана кричат морские котики и касатки, ракообразные сучат клешнями, ползают вараны и бьют хвостами киты. Ехидный слоган «Великое зрелище от великого Создателя» вполне себя оправдывает. Для знакомых с творческим методом тандема Жака Перрена и его тезки Клюзо других рекомендаций в принципе не нужно. Режиссеры, как у них заведено, снимают о мире тех животных, до которых простым смертным не добраться:
разобравшись с перелетными «Птицами», они погрузились на самое дно «Океанов», где провели несколько лет и потратили около 50 млн евро, то есть столько, сколько уходит не на всякий блокбастер.
«Океаны» и есть блокбастер, и документальным это кино назвать язык не поворачивается в силу его очевидного художественного совершенства. Каждое движение, каждое выражение физиономии рыб и тюленей, крабов и китов выглядит тщательно срежиссированным, и остается только догадываться, как авторы взаимодействовали со своими актерами. Ну да, отчасти фантастическая картинка создается за счет хитрых приспособлений, вроде подводного вертолета или искусственной подсветки, усугубляющей кристальную прозрачность водной толщи и подчеркивающей красоту каждого героя. Но вот как из всех этих полчищ, как их называет закадровый голос, удалось сделать понятных человеческому разуму персонажей…
Видно авторы знают какое-то особое рыбье слово.
Разумеется, идиллическими картинами все не ограничивается. Главное отличие «Океанов» от «Птиц» заключается в том, что если в прошлом фильме Перрен и Клюзо, по сути, предлагали почаще смотреть вверх, то на сей раз вызывают зрителя на серьезный разговор. Фильмы об обитателях глубины в последние годы не обходятся без агитационной части – в финале тот же закадровый голос спокойно перечислит тех подводных жителей, которых океан лишился благодаря людям. Чуть раньше нам покажут китобойню и бьющихся в сетях рыб (авторы утверждают, что это инсценировка). Без того чтобы окропить соленую воду красненьким не обходится ни одно киновысказывание по теме, вспомнить хотя бы оскароносную «Бухту», в которой дельфинов уничтожали вполне по-настоящему.
Разница тут исключительно в интонации, но именно она позволяет «Океанам» работать даже эффективнее той же «Бухты».
Перрен и Клюзо не хотят напугать своего зрителя зверствами рода человеческого — или тем более обвинить нас в пособничестве геноциду. В спокойствии закадрового голоса нет цинизма или высокомерия. Авторы акцентируют внимание прежде всего на красоте, а не на крови в духе обычной гринписовской истерики. Они призывают не одуматься, а задуматься. И есть какая-то высшая справедливость в том, что именно индустриальная цивилизация, сминающая на своем пути леса и заливающая нефтью океаны, получила, наконец, возможность снять достойную экологическую агитку, способную показать всю красоту того, что сама то и дело норовит уничтожить.