С заголовком нового фильма Франсуа Озона прокатчики намучаются. «Potiche» — декоративная ваза («эта капля переполнила вазу моего терпения», говорит героиня фильма) и в то же время презрительное обозначение для клуши-домохозяйки, не годной ни на что дельное. Именно такой предстает на экране главная актриса французского кино Катрин Денев, уже второй раз работающая в фильме продуктивного режиссера-провокатора. В красном спортивном костюме она обегает поутру живописные окрестности богатого дома. Там она обитает на протяжении уже тридцати лет со своим супругом — деспотичным директором фабрики по производству зонтиков (привет «Шербурским зонтикам»; кстати, Денев и тут поет). «Potiche», как и «8 женщин» того же Озона с той же актрисой, — экранизация старой театральной пьесы, которую режиссер изрядно переработал.
И вновь салонный водевиль, за которым стоит нечто большее. Социальная драма, политический памфлет.
Сюжет прост. На заводе бастуют рабочие, директор взят в заложники, а потом сражен инсультом. Разрешать кризис берется идеальная супруга: больше некому. Заняв место в правлении и вникнув в дела предприятия, она оказывается гораздо более эффективным управленцем, чем ее несговорчивый и властный муж. Выстраивается любовный треугольник: дама, ее нелюбимый супруг-соперник и бывший любовник, профсоюзный лидер и депутат от компартии. Мужа играет Фабрис Лукини, один из любимых актеров Эрика Ромера.
Коммуниста — феноменальный (впрочем, как всегда) Жерар Депардье, стриженый под горшок.
Их совместные сцены с Катрин Денев, бывшей его партнершей в добром десятке картин, начиная с «Последнего метро» Франсуа Трюффо, — отдельный перформанс, самоценное произведение искусства. Когда эти двое танцуют на дискотеке в местном кабаре «Бадабум» под какой-то хит 1970-х, время, кажется, останавливается.
Озон — человек весьма одаренный. Возможно, даже талантливый, но уж точно не гений.
Ничего страшного, гении встречаются нечасто. Только с очевидным дефицитом больших авторов в современном европейском (и особенно французском!) кино реноме подобных фигур растет непропорционально значимости их творчества. Будто осознавая это, Озон работает без остановки, выдавая в год по фильму, берет если не качеством, то хоть количеством. А в сердцевине каждой картины один-единственный забавный парадокс, не более. В этом случае совмещение поверхностного комедийного жанра с политическим месседжем.
Перед нами фильм о женской эмансипации.
В оригинальной пьесе домохозяйка становится директрисой фабрики. В фильме героиня идет дальше: одолев мужа-тирана, она баллотируется в депутаты и побеждает на выборах своего бывшего возлюбленного. Негуманный капитализм повержен, пришла эра умеренного, просвещенного социализма. В образе супруга-фабриканта Озон спародировал Николя Саркози, героиня Денев – куда более мягкий и дружеский шарж на Сеголен Руаяль. Проблема лишь в том, что если защита прав женщин еще до какой-то степени волнует автора, то политические пертурбации его мало интересуют.
Он апеллирует к широким народным массам отнюдь не потому, что является убежденным леваком, а только потому, что мечтает покинуть гетто фестивальных режиссеров и понравиться «попкорновой» аудитории.
Пока все усилия тщетны: пролетарии Озона не смотрят, его зрители – умеренные центристы, культурный средний класс… И те самые мелкие капиталисты, которые видят в его картинах эталон радикального кинематографа. Недаром предыдущая картина режиссера «Рики», посвященная рабочему классу, большого прокатного успеха не имела (приветом из нее в «Potiche» появляется замечательный Сержи Лопес в роли водителя грузовика), а новая наверняка пройдет на ура.
Что, в общем, прекрасно. Из таких просвещенных, умных и работящих режиссеров, как Озон, и складывается культурный слой кинематографа, на фоне которого рано или поздно вырастет пара-другая гениев. Да и на Катрин Денев всегда посмотреть приятно.