В этом году у старейшего кинофестиваля — Венецианской мостры — есть все шансы затмить своего злейшего каннского конкурента. Тем более что программу Канна нынешнего года критики сочли достаточно слабой, а в конкурсе Венецианского кинофестиваля звезда на звезде сидит и звездой погоняет. София Коппола, Франсуа Озон, Винсент Галло, Том Тыквер, Джулиан Шнабель и Даррен Аронофски — звучит солидно. Кроме того, вторая по значению программа мостры «Горизонты» эти самые горизонты существенно расширила, увеличив количество призов и спектр участников — в секцию взяли большое количество короткометражек и арт-кино.
Впрочем, одной из самых громких премьер, похоже, не будет. Новый фильм Терренса Малика «Древо жизни» с Шоном Пенном и Брэдом Питтом ждали еще в Канне, картина уже давно находится в статусе постпродакшна. Однако доделать ее Малик не успел (что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что режиссер «Тонкой красной линии» весьма нетороплив — за полвека в кино он снял всего 6 картин), поэтому фильм продолжили ждать, но уже в Венеции. Когда его не обнаружилось в официальной программе мостры, оставался шанс на то, что лента окажется тем фильмом-сюрпризом, который организаторы традиционно держат в секрете до начала Венецианского смотра. Но 23-й фильм фестиваля уже объявлен: им стало «Необходимое убийство» польского режиссера Ежи Сколимовского, почти бессловесная драма об афганце, который сбежал от военных сил США в Европу.
Что касается Малика, то если на что и остается надеяться, то не на сюрприз, а только на чудо.
Один из организаторов фестиваля в Торонто сообщил, что им и Венеции пришлось отступиться, а новые прогнозы неутешительны: поговаривают, что лента будет готова лишь к следующему Каннскому фестивалю.
Нынешний Венецианский кинофестиваль, по крайней мере, основная его программа, благоволит американскому кино. Для начала американец — глава жюри Квентин Тарантино. Что уже предвещает интригу: когда в 2004-м он руководил жюри Каннского фестиваля, наперекор всему победителем вышел антибушевский памфлет «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура. В конкурсе Венеции-2010 пять картин из Штатов, не считая ленты гражданина США Джулиана Шнабеля, снятой совместным франко-итальянско-израильским производством. Откроет смотр фильм позапрошлогоднего триумфатора Даррена Аронофски: после рестлерской трагедии с восставшим из пепла Мики Рурком режиссер представит производственную драму про танцовщиц с Натали Портман, Милой Кунис и Венсаном Касселем.
Страсти, соперничество — судя по всему, что-то вроде «Шоу-герлз», только в классических балетных пачках.
София Коппола привезет в Венецию «Где-то»: мелодраму о знаменитом актере, в жизнь которого врывается дочь-подросток. Мастер на все руки Винсент Галло — музыкант, режиссер, актер, художник и модельер — на фестивале сразу в двух ипостасях. Как исполнитель главной роли в «Необходимом убийстве» и как режиссер конкурсной картины «Обещания, написанные по воде». Начинавший как протеже Роджера Кормана, а ныне сам себе классик Монте Хеллман приедет с нео-нуаром «Дорога в никуда», инди-режиссер Келли Рейхард — с «Коротким путем Мика».
При таком изобилии американской темы в конкурсном списке остро не хватает «Американца» Антона Корбайна. Кстати, ходили слухи, что его картина станет фильмом открытия, но слухи так и остались слухами, зато на этой неделе лента Корбайна выходит в российский прокат.
Но американцами фестивальная программа, конечно, не ограничивается.
Для любителей японского сюрреалиста Харуки Мураками в программе мостры имеется экранизация книги «Норвежский лес». Самый плодовитый режиссер мира Такаши Миике, который с легкостью снимает по два-три фильма в год, привезет ремейк боевика 1963 года «Тринадцать убийц»: группа самураев получает задание убить преступного князя, которого охраняет толпа вассалов. Венецианский любимчик Кешиш Абделатиф из Туниса (его «Кус-кус и барабулька» получил в 2007-м в Венеции пять разных призов) представит «Черную Венеру». Том Тыквер, после совместных проектов на паях с Голливудом вернувшийся к чисто немецкому кино, покажет любовную драму «Трое». Ну а Франсуа Озон везет в Венецию музыкальную комедию с Катрин Денев и Жераром Депардье.
Отечественного кино в этом году в Венеции будет немало.
В конкурсе Россию представляет Алексей Федорченко с драмой «Овсянки» по книге Дениса Осокина, которая выиграла Гран-при «Аксенов-феста». С фильмом уже приключился небольшой скандал: организаторы Венецианского фестиваля внезапно потребовали, чтобы картину сняли с «Кинотавра» в разгар сочинского конкурса — мол, фильмы мостры должны быть абсолютными премьерами. Пришлось подчиниться, зато у Федорченко вполне есть шансы что-нибудь получить: его здесь знают, несколько лет назад мокьюментари Федорченко «Первые на Луне» удостоилось награды программы «Горизонты». В «Горизонтах», между тем, участвуют сразу три российских ленты. Это короткометражная картина Рустама Хамдамова «Балерины» с Ренатой Литвиновой и балериной Мариинского театра Дианой Вишневой и еще два фильма, которые относятся скорее к арту, нежели кино: «Вдохновение» Галины Мызниковой и Сергея Проворова и «Слабый Рот Фронт» Виктора Алимпиева.
Внеконкурсная программа по уровню накала страстей не отстает.
Тут и премьера залихватского «Мачете» Роберта Родригеса — боевика, выросшего из подложного трейлера к проекту «Грайндхаус», и снятый по роману Чака Хогана «Принц воров» Бена Аффлека, и новый боевик Джона Ву «Власть убийц». Закроет Венецианский фестиваль экранизация шекспировской «Бури» Джули Теймор.
Буря. Скоро грянет буря. Венецианская буря.