Сегодняшний американский бокс-офис демонстрирует одну важную вещь про взаимоотношения зрителей и кино. Зрители не хотят громадных бюджетов и масштабных спецэффектов — точнее, хотят, но не только их. Больше всего зрители жаждут быть обманутыми, им нравится, когда их водят за нос и выдают придуманное за действительное. Копеечный ужастик «Ведьма из Блэр» выручил в США $140 миллионов: никаких ужасов в стиле «Пилы», только лес, молодежь, исчезновения и трясущаяся камера, как будто все происходящее — любительская съемка с места событий. Для кино такого жанра есть специальный термин «мокьюментари», и хотя ложнодокументальных хорроров снято уже не один и не два (вспомнить хотя бы «Репортаж» или «Монстро»), этот прием пока еще стабильно срабатывает. Что, собственно, и доказывает первое место бокс-офиса.
На этой неделе в лидерах фильм ужасов «Последнее изгнание дьявола», снятый немецким независимым режиссером Даниэлем Стаммом при продюсерском участии автора «Хостела» Элая Рота.
Прикидывающаяся документалистикой картина с бюджетом около $1,8 млн собрала за первый уикенд проката $21,3 млн.
Специализирующийся на экзорцизме священник собирается выполнить последний заказ и приглашает съемочную группу, чтобы зафиксировать процесс изгнания на пленку. Осечек быть не должно, поскольку в своей работе герой полагается не на крест и молитву, а на хитрые фокусы, однако в этот раз ему придется столкнуться с настоящим дьяволом во плоти. Хочется особо отметить изобретательный вирусный маркетинг фильма, который проводился через Chatroulette — весьма популярный ресурс, запущенный в 2009 году московским студентом: зашедший на сайт попадает на сеанс видеочата со случайным собеседником. Так вот, некоторым посетителям чат-рулетки посчастливилось поболтать с девушкой, которая в кульминационный момент общения превращалась в натурального монстра — начинала плакать кровавыми слезами или переламывала собственную шею.
Естественно, на этом фоне меркнет воровской боевик «Налетчики», хотя он идет с минимальным отрывом, собрав за уикенд $21 млн, что для картины с бюджетом в $20 млн более чем успешный старт. В центре сюжета — слаженная команда грабителей: эти «друзья Оушена» не только умеют блестяще обчистить банк, но и знают толк в элегантности и хороших костюмах — как написал один из зрителей, «они будто сошли с фотосета журнала Esquire».
За ними и так охотятся лучшие в городе копы, а когда возвращается экс-член команды, только что освободившийся из тюрьмы, все окончательно идет наперекосяк.
На третьем месте находятся «Неудержимые» Сильвестра Сталлоне, две недели занимавшие первую строчку топа бокс-офиса. Ностальгический боевик, одно перечисление задействованных в котором актеров способно вызвать эстетический оргазм у любителей боевиков 80-х, собрал за выходные $9,5 млн. Дальше по списку — «Ешь, молись, люби». Это указание к действию: именно так Элизабет Гилберт, написавшая после развода книгу о том, как она боролась с тяжелыми временами, рекомендует поступать женщинам, оказавшимся под пятой кризиса среднего возраста. Экранизация романа заработала за выходные $7 млн. Пятую же строчку топа занимают «Копы в глубоком запасе» — комедия про сотрудников правоохранительных органов, которым не дает покоя слава звездных полицейских пар вроде Риггза и Мертоу. $6,6 млн за уикенд.
Ну и еще одна новость: на прошлой неделе в американский прокат выпустили «Аватар». Снова.
Это специальная версия, в которую добавлено почти десять дополнительных минут с новыми видами флоры и фауны Пандоры. К сожалению, в эти минуты не входит эпизод с подробностями инопланетной любви, который, по словам Кэмерона, был выкинут из фильма цензурой. «Аватар» собрал всего $4 миллиона и вышел лишь в 812 кинотеатрах, однако дистрибуторы говорят, что старались не для денег, а для фанатов. С деньгами у «Аватара», напомним, все действительно лучше некуда: общие сборы картины в Штатах составляют $753 млн и $2,74 млрд — в мировом прокате.