Безалаберный канадский гитарист Скотт Пилигрим не может очухаться от разрыва с брутальной певичкой и мечется от одной девчонки к другой. Очередная остановка — восторженная школьница-азиатка, будто бы выпрыгнувшая из девичьего анимэ седзе. Правда, следующее увлечение Скотта, грозящее обернуться большой и светлой любовью, куда страшнее: хипстерша Рамона крута не по годам и сбежала от таинственных проблем из Нью-Йорка. Несмотря на то что под натиском бестолковых ухаживаний Скотта Рамона начинает проявлять к юноше нежданную благосклонность, до счастливого финала еще далеко. Потому что семь злобных бывших девушки объединились в клуб, чтобы никого не допускать до тела Рамоны.
Каждому новому ухажеру приходится, как в старые добрые рыцарские времена, сражаться за ее сердце на импровизированном турнире.
Когда вспоминают «Типа крутых легавых» и «Зомби по имени Шон», о режиссере и соавторе сценария Эдгаре Райте часто незаслуженно забывают, полностью приписывая упомянутые ленты комическому дуэту Саймона Пегга и Ника Фроста. Что совершенно несправедливо: судя по неказистому результату сольного выступления Пегга у Роберта Б. Вайде в «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть», успех творческого союза держался не только на харизме Пегга и Райт играл в нем не последнюю роль. В «Скотте Пилигриме» Райт выступает без ансамбля, то есть без привычной шутовской парочки, хотя команда у него хоть куда. От молодого папочки из «Джуно» Майкла Сера до номинированной на «Оскар» звезды «Мне бы в небо» Анны Кендрик, от племянника Копполы Джейсона Шварцмана в роли самого злого «бывшего» до музыканта Бека, который написал песни для группы Скотта Пилигрима «Sex Вob-Оmb».
Райт, как уже дважды было доказано, профи по части жанровых пародий с симпатичными лузерами и лентяями.
На этот раз ему достался материл куда более нетривиальный, чем зомби-хоррор и полицейский боевик, — а именно молодежный комикс (впрочем, все с теми же лузерами и лентями). На выходе у Райта получился подростковый вариант «Убить Билла»: мелодраматическая история в фильме обрамлена сатирическим коллажем из драк, только стилистически отсылающих не к экшну категории Б, а к манге и компьютерным играм. Начинаясь как ромком, «Скотт Пилигрим» постепенно трансформируется в неописуемый балаган, которому ближе всего определение RPG. В ролевой игре Райта элементы квеста соседствуют с боевыми эпизодами, герой зарабатывает скилзы, поверженный противник распадается на пискели, а за победу начисляются очки.
С чисто технической точки зрения «Скотт Пилигрим» — кино, безусловно, новаторское и завораживающее:
подобное торжество комиксовой фактуры над кинематографической можно увидеть разве что в «Спиди гонщике» братьев Вачовски. Не зря Кевин Смит после просмотра пел Райту дифирамбы: «Меня трудно заставить сказать «он оживил комикс», но он и вправду оживил комикс!» Между тем американские критики почти единодушно гнобят «Скотта Пилигрима» за ювенильность и тоже, в общем-то, правы. Трагедия Райта в том, что его фильм слишком авангардный для того, чтобы стать гимном молодежи, и чересчур детский, чтобы зацепить тех, кто уже в силу возраста далек от юношеской проблематики.
Итог не утешителен: в премьерный уикенд фильм с бюджетом $60 миллионов попал на пятую строчку бокс-офиса, собрав в Штатах $10 миллионов.
Но это всего лишь цифры и сухая теория. Вопрос, подойдет ли «Скотт Пилигрим» именно вам, распадается на ряд личных нюансов. В частности, жив ли в вас внутренний ребенок. Были ли вы когда-нибудь молодым бездельником с замашками лузера. Значит ли для вас «Пэкмен» так же много, как для режиссера Райта. Мечтали ли вы о славе рок-музыканта. И, главное, готовы ли вы увидеть ностальгическую прелесть во всем этом сейчас. Если да, не исключено, что вы будете смеяться на «Скотте Пилигриме» до колик, нет — значит картина вызовет у вас примерно то же раздражение, что у среднестатистического взрослого вызывают шумные хохочущие подростки.