МИД России в среду дал комментарий на решение американского окружного суда двухнедельной давности, в котором судья Ройс Ламберт обязал правительство России вернуть организации Agudas Chasidei Chabad священные книги и документы любавичских хасидов из собрания раввина Иосефа Шнеерсона, которые сейчас хранятся в Российском государственном военном архиве и фондах Российской государственной библиотеки.
«Мы удивлены решением вашингтонского федерального судьи Р. Ламберта по вопросу о «библиотеке Шнеерсона». Для любого юриста очевидно, что данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права», — говорится в заявлении МИДа.
Кроме того, МИД в очередной раз подтвердил свою позицию, которую отстаивал во время предыдущих заседаний: «Суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних».
Что касается исполнения решения американского суда, МИД указал, что это противоречит внутреннему законодательству нашей страны, а международных договоров по данному поводу между Россией и США нет.
«Библиотека Шнеерсона никогда американской организации «Хабад» не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников.
«Ни о каком «возврате» в США этих книг речь идти в принципе не может», — отметил МИД России.
И напоследок МИД потребовал, чтобы американские хасиды вернули в РГБ семь книг из этой же коллекции, которые они 16 лет назад получили через Библиотеку конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца, но до сих пор не вернули.
Про историю собрания книг и рукописей раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона из местечка Любавичи (современная Смоленская область) «Парк культуры» уже рассказывал в статье «Хасидская реституция». В настоящее время она состоит из 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в числе которых 381 манускрипт, и хранится в двух местах — Российской государственной библиотеке (бывшей «Ленинке») и в военном архиве.
И если та часть, которая находится в РГБ, действительно никогда не покидала территорию России, как утверждает МИД, то относительно фонда военного архива всё не так просто.
Раввин Шнеерсон вывез часть своей библиотеки из СССР в 1930-е годы и оставил в Польше, когда эмигрировал в США. Затем она оказалась в Германии, а после Второй мировой войны вернулась в СССР в качестве трофея, отчего её и поместили в военный архив. Именно к этой части и может относиться заявление американского суда о нарушениях международных норм, поскольку тот же Ламберт еще в 2006 году отказался решать судьбу другого архива — библиотеки религиозных книг раввина Шалома Дова-Баэра. Этот раввин покинул Россию в 1915 году, оставив библиотеку на российской территории, и судья посчитал, что ее возвращение хасидской группе находится в юрисдикции российского суда. Впрочем, не совсем ясно, какие международные законы нарушили нацистская Германия и СССР во время войны, а пояснений по этому поводу в решениях Ламберта нет.
Без того запутанная ситуация отягощается обещанием Бориса Ельцина отдать библиотеку оказавшимся в США любавичским хасидам, которое он дал в 1991 году,
и решением нескольких арбитражных судов, обязавших «Ленинку» и военный архив заняться делом «возврата» всерьез; данные обещания и судебные решения сейчас активно используются организацией Agudas Chasidei Chabad в качестве аргументов в пользу передачи ей «библиотеки Шнеерсона».
Впрочем, потом, в 1993 году, позиция российских властей и судов поменялась на диаметрально противоположную: отдавать коллекцию американским хасидам более никто не собирался. Но еще до этого к борьбе за «реституцию» подключились американские власти, а Билл Клинтон даже включил возврат библиотеки в США в свою предвыборную программу. Но результаты, достигнутые его предшественником на президентском посту, Джорджем Бушем-старшим, оказались, пожалуй, самыми обнадеживающими. Ни во время президентства Клинтона, ни при Джордже Буше-младшем какого-либо прогресса достигнуть не удалось.
«Хасидский» след периодически всплывает в американо-российских отношениях, причем на достаточно высоком уровне.
В 2005 году Agudas Chasidei Chabad собрала подписи всех ста американских сенаторов под соответствующим воззванием к президенту Путину.
В том же году на специальных слушаниях в Американской комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе несколько представителей этой организации обвинили Россию в присвоении коллекции старинных рукописей, а также в многолетней лжи и нежелании возвращать чужую собственность. В 2007 и 2010 годах на слушаниях в комитете конгресса США были попытки увязать отмену поправки Джексона — Вэника (ограничения на торговлю с СССР из-за запрета на свободную эмиграцию) с возвращением «библиотеки Шнеерсона»; стоит отметить, что поправка до сих пор не отменена. Дело доходило до того, что вопрос компенсации жителю Владивостока Александру Кашину, которого сделал инвалидом генконсул США, ставился в зависимость от возвращения «библиотеки Шнеерсона» американским хасидам.
При этом судьба хранящихся в РГБ документов не так безоблачна, правда, все основные события произошли еще в 1990-е.
Например, в 1995 году появились сообщения, что неизвестные пытались продать несколько рукописей из «библиотеки Шнеерсона» в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку; со сделкой ничего не вышло, а дальнейшая судьба этих документов неизвестна. По сообщениям СМИ, по состоянию на начало 1995 года, в фондах не хватало примерно 150 единиц хранения, но, какая часть из них принадлежала именно «библиотеке Шнеерсона», неизвестно. К делу тогда подключалась ФСБ, но, кажется, все пропажи списали на общую неразбериху, которая царила в начале 1990-х. Любопытно, что в те годы отделом рукописей РГБ заведовал Виктор Дерягин (он скончался в 1994 году), который настолько возражал против передачи коллекции хасидам, что был готов сжечь себя вместе с бумагами.
В настоящее время для всех сторон, принимающих участие в борьбе за «реституцию», сложилась патовая ситуация.
Россия не может отдать рукописи американским хасидам без потери лица — это было возможно в 1992 году и, вероятно, произошло бы, если бы не противодействие библиотекарей и архивистов. Американские хасиды из Agudas Chasidei Chabad и представители российского «Хабада» также не могут отступить — и по религиозным соображениям, и по соображениям престижа. Американские власти и американский суд не могут дезавуировать собственные призывы и решения. Фактически в качестве соломонова решения остается лишь сохранять статус-кво да изредка позволять хасидам взглянуть на реликвии, как это сделали в декабре 2009 года в РГБ, выставив примерно тысячу томов в отдельной небольшой комнатке. Тогда туда пришли студенты ешивы «Махон РаН», которые послушали историю библиотеки и полистали несколько книг.