Когда вчера председатель жюри «Русского Букера-2010» Руслан Киреев объявлял «длинный» список премии, в глаза бросились в первую очередь знакомые и растиражированные фамилии: Виктор Пелевин с книгой «t» или Андрей Аствацатуров и его «Люди в голом», Дина Рубина («Белая голубка Кордовы») и Тимур Кибиров («Лада, или Радость»), прошлогодние номинанты Михаил Гиголашвили («Чертово колесо») и Павел Крусанов («Мертвый язык»), а также букеровские новички Андрей Иванов («Путешествие Ханумана на Лолланд») и Ариадна Борисова («Земля удаганок»). Всего же в списке двадцать четыре фамилии – хоть тотализатор устраивай. Две дюжины книг были, в свою очередь, отобраны из 95 наименований, а в процессе выдвижения номинантов приняли участие 47 издательств, 9 журналов, 4 университета и 11 библиотек.
Однако обширным поле для гаданий кажется лишь на первый взгляд.
Во всяком случае, стоит положить рядом два длинных списка, с «Русского Букера» и «Большой книги» (объявленный, как обычно, в мае), и один короткий с «Нацбеста» (врученного месяц назад) — картина несколько проясняется. В двух лонг-листах, объявленных с полуторамесячной паузой, можно найти всего шесть совпадений. Это, разумеется, Крусанов и Пелевин, обойти которых никто не решится, а также Гиголашвили, Олег Зайончковский, Евгений Клюев, Олег Павлов и Герман Садулаев. В списках же сразу всех трех премий упоминается только один номинант – крусановский «Мертвый язык».
Примечательно, что, судя по записи голосования «Нацбеста», у Крусанова был шанс получить этот приз
— победитель получил два голоса членов жюри плюс голос председателя, а за его книгу был отдан один голос, что в данном случае довольно много, хотя и недостаточно для победы. Сейчас никто не возьмется предсказывать судьбу первого места ни для «Русского Букера», ни для «Большой книги»: любой роман любого автора из каждого списка в равной степени претендует на главный приз. Но если бы существовала номинация «мастера премий», то в борьбе за нее у Крусанова конкурентов бы не было.
Напомним, что тремя вышеупомянутыми премиями литература русская себя не ограничивает:
в апреле были подведены итоги «Русской премии», где в короткий список вошли всё те же: Андрей Иванов, Дина Рубина и победитель Мариам Петросян («Дом, в котором…») – все они попали в число «двадцати четырех» и в «Русском Букере».
Шесть финалистов премии станут известны 6 октября, а имя победителя жюри назовет 2 декабря. В 2010 году денежная составляющая «Русского Букера» выросла: победитель получит 600 тысяч рублей, на 100 тысяч больше, чем в прошлом году, а финалистам, попавшим в короткий список, отсчитают по 60 тысяч (на 10 тысяч больше, чем в 2009 году).