19 мая среди депутатов Государственной думы было распространено протокольное поручение, написанное коммунистом Николаем Рябовым. В нем депутат поручает комитету Госдумы по культуре найти ответы на несколько простых вопросов.
Вместе с Министерством культуры комитет должен сказать, сколько денег было потрачено на съемки фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние», сколько средств было выделено на него из бюджета, сколько в оный возвратилось после проката и сколько планируется возвратить, и, главное, будут ли приняты какие-то меры, если растрата казенных денег таки обнаружится.
Вопросы справедливые — «народ должен знать», но вот обосновал свою петицию Рябов уж больно заковыристо. Он почему-то сразу указал, что на съемки было потрачено $17 миллионов, ответив таким образом самому себе на первый вопрос, а затем написал, что «фильм оказался низкопробным, антисталинским, с полным отрицанием героизма советских людей».
Перспективы у данного запроса относительно туманные не столько из-за формулировок, сколько из-за самого порядка прохождения думских документов.
Как сообщила «Парку культуры» пресс-секретарь комитета Госдумы по культуре Мария Токмашева, у комитета удовлетворяющей депутата информации просто нет. Кроме того, сейчас у них просто нет человека, который занимался бы кино: он перешел в приснопамятный Фонд поддержки кинематографии. Поэтому рябовский запрос почти наверняка будет перенаправлен в Министерство культуры, где эти цифры (в какой-то части) могут и присутствовать. Но собрать все счета воедино и подготовить справку — на это требуется время. Затем будет принято решение, что делать с полученными материалами: стоит ли их просто отдать депутату Рябову (как направившему запрос) или же следует рассмотреть внимательно на специальном заседании комитета по культуре.
В общем, вопрос не быстрый, а общественность жаждет получить ответ уже сейчас.
Изданию Life News удалось дозвониться до самого режиссера и попросить его прокомментировать эту ситуацию. Вот что сказал Никита Михалков: «Если получится, пусть посчитают — ничего страшного в этом нет. Такие заявления и действия делаются людьми согласно уровню их развития. Значит, у депутата такое развитие и полное непонимание того, как делается кино, сколько денег на него выделяется, как они возвращаются и так далее. Меня их слова не беспокоят. И чем больше будет таких заявлений, тем яснее будет, кто и как заседает в Госдуме».
К сожалению или к счастью, но режиссер прав, а депутатом, возможно, движут эмоции. Дорогое кино не обязательно будет самым прибыльным, равно как и громкие имена на афише не гарантируют зрительского интереса.
Можно быть уверенным, что никакого казнокрадства Министерство культуры не найдет, даже если привлечет к себе в помощь всю налоговую машину страны и Счетную палату со Степашиным во главе.
Деньги, которые Михалкову выделило государство, наверняка окажутся потраченными именно на кино — декорации, спецэффекты, гонорары актерам первой величины, которых в картине наберется на полнокровную роту, зарплаты операторам, ассистентам и монтажерам, на рекламу и прочее столь же необходимое. Кроме того, производство картины заняло примерно 8 лет, за которые можно успешно потратить любую сумму денег, даже если ничего не снимать. Точных цифр бюджета не знает никто — возможно, неизвестно это и Никите Сергеевичу. Последняя озвученная им сумма — $40 миллионов (примерно 1,2 млрд рублей).
За месяц «Предстояние» собрало в кинотеатрах СНГ 215 миллионов рублей.
Да, фильм провалился в прокате. Михалков планирует показать его на телевидении, а в следующем году выпустить в прокат третью часть эпопеи — «Цитадель». Но намного важнее всех вопросов финансирования «Предстояния» другой аспект, на который фильм Михалкова способен повлиять, возможно, сам того не желая.
На этой неделе было объявлено, что под патронажем Министерства культуры будет создана национальная кинокомиссия, которая имеет целью привлечение в Россию зарубежных кинематографистов и, соответственно, их денег, которые они потратят на съемки в нашей стране. По всем известным науке законам рынка, люди, которые умеют считать деньги, должны посылать киногруппы туда, где съемочный день стоит дешевле, где можно обойтись минимумом дорогостоящих декораций или вообще без них.
Например, насквозь американо-патриотичный комикс «Капитан Америка» с Крисом Эвансом и Сэмюэлем Джексоном будет сниматься не в Лос-Анджелесе, как планировалось первоначально, и не в другом месте США, а в Лондоне — по финансовым причинам.
Или, например, штат Калифорния изо всех сил бьется за то, чтобы вынудить голливудских продюсеров снимать именно в своем штате, предоставляя значительные налоговые скидки. На эту удочку клюнул актер и продюсер Стив Карелл («Безумное свидание», 2010), который попросту перенес место действия своего очередного фильма с одного побережья на другое. В дополнение к этой привычной экономии на выборе локаций студия Диснея урезает уже утвержденные сценарии, чтобы уменьшить стоимость фильма еще на несколько тысяч долларов.
И вот в то время, когда все экономят, независимые продюсеры, которые составляют костяк Каннского кинофестиваля и одновременно являются потенциальными клиентами российской национальной кинокомиссии, которые тратят на свои фильмы максимум $15—20 миллионов, в субботу посмотрят фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние».
Они увидят там несколько танков под большими алыми парусами, задницу немецкого летчика, несколько взрывов, три самолета и грудь Нади Михалковой, которая толком не появилась и в укороченной версии.
Независимые продюсеры уже знают, во сколько обошелся фильм. Кроме того, они профессионалы и знают, как делается кино. Они умножат два на два — и получится, что дешево в России снять нельзя, а следовательно, незачем рассматривать эту далекую холодную страну в качестве возможной локации какого-либо фильма. Если, конечно, зачем-то не потребуется панорама Красной площади, да и то — не дешевле ли построить похожие декорации где-нибудь в студии?