Начало Второй мировой, миссис Грин (Мэгги Гилленхол) заправляет хозяйством на крохотной деревенской ферме, ведет дела в магазинчике, стараясь компенсировать ущерб, ежедневно наносимый милой маразматичной совладелицей, и воспитывает троих бесноватых детей разных, но одинаково трудных возрастов (впрочем, какой это возраст у детей, скажите, не трудный?). Справляться миссис Грин вынуждена в одиночку, поскольку ее мужа призвали на фронт, а в довершение ко всем бедам на ее голову сваливается парочка капризных племянников из Лондона, сосланных в провинцию подальше от военной угрозы. В тот момент, когда миссис Грин доходит до такой степени отчаяния, что еще немного — и ее дети рискуют остаться сиротами, появляется няня Макфи. Со времен дрессировки невыносимого семейства мистера Брауна в «Моей ужасной няне» прошло много лет, но Макфи изменилась не сильно: она все столь же мудра и все так же покрыта страшными бородавками, но лишь до тех пор, пока дети бунтуют, ведь
красота дамы обратно пропорциональна тому, насколько дурно ведут себя ее воспитанники.
В основу франшизы легла трилогия британской писательницы Кристианны Брэнд, однако другая англичанка, выпускница Кембриджа актриса и сценарист Эмма Томпсон, создавая по мотивам серии Брэнд свою собственную няню-волшебницу (которую сама же и сыграла), книжки перелопатила довольно основательно. Впрочем обе женщины, очевидно, держали в уме один и тот же образ — Мэри Поппинс, на которую няня Матильда, силами Томпсон превратившаяся в Макфи, не могла не получиться похожей. Любопытно, что хотя первая повесть Брэнд появилась в 1962 году, а книжки о Поппинс выходили в интервале между 1934 и 1988, то есть примерно в то же время, различие между «старой» Поппинс и «новой» Макфи сегодня приобретает отчетливо символический оттенок. Если воспитательский метод Поппинс держался на строгих взглядах, отточенных репликах и безупречных манерах, а чудеса прилагались в качестве приятного бонуса, то в наше время одними лишь хорошими манерами никого не проймешь.
Поэтому Макфи, поучающая с экрана кинотеатра современных детей, кажется, просто вынуждена подкреплять слова спецэффектами и ударами волшебной клюки.
По сравнению с первой частью вторая «Моя ужасная няня» основательно сдвинулась в сторону капустника: Ральф Файнс хранит холодную мину сурового главнокомандующего, Риз Иванс корчит рожи в качестве дядюшки-афериста, Эван МакГрегор нанят лишь затем, чтобы под занавес молча появиться на горизонте, освещенным солнечными лучами. Имеются также блондинки-потрошительницы, показывающие чудеса аквааэробики свиньи и даже целый слоненок, а количество комической эквилибристики на каждый сантиметр пленки увеличилось как минимум втрое. Кроме того, фильм сменил режиссера, что явно пошло картине на пользу: не потому, что Сьюзан Уайт чем-то принципиально лучше, чем столь же неизвестный Кирк Джонс, а потому, что женщина, судя по результату, знает о том, в какой бардак жизнь могут превратить непослушные дети, больше, нежели мужчина, прославившийся рекламой водки «Абсолют».
Детское кино, как было уже не раз замечено, — редкий в нашем прокате гость.
Хорошее детское кино и вовсе как уссурийский тигр, то есть вымирающий вид, требующий занесения в Красную книгу и бережного отношения, поэтому пропускать «Мою ужасную няню-2» ни в коем случае не стоит. Единственное, что в связи с сиквелом тревожит, так это дальнейшие перспективы: на написание сценария к «Моей ужасной няне» у Эммы Томпсон ушло 9 лет, следующий фильм появился уже через пять — не ровен час, «Няня» встанет на конвейер и из отличной британской комедии превратится в поточный цирк со звездами. Хотя, если во главе цирка находится няня Макфи, это, сдается, не худший вариант.